СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА |
|
Глоссарий Литература |
"ИНЬ-ЯН"
и "ТАЙ ЦЗИ"
|
РАЗНОВИДНОСТИ ДЫХАНИЯ
ЦИГУН - это использование дыхания для развития Ци,
необходимой для специальных целей, таких как борьба или врачевание.Можно выделить восемь главных методов дыхания; некоторые из них могут сочетаться. Одни методы предполагают специальную практику, другие выполняются спонтанно, естественным путем. Очищающее и тонизирующее дыхание могут осуществляться как спонтанно, так и произвольно. Крайнее состояние дыхания называется "черепашьим дыханием" Рассмотрим подробнее эти восемь методов.
1. Естественное дыхание. Обычное дыхание, постоянно осуществляемое каждым человеком без всяких мыслей о нем.
2. Очищающее дыхание. Вдох через нос и выдох через рот с акцентом на выдохе. Удаление воздуха требует больше времени, чем вдох. Цель этого типа дыхания - снизить напряжение. Вздох- спонтанное проявление очищающего дыхания.
3. Тонизирующее дыхание. Вдох через рот, выдох через нос. Акцент на вдохе, который длится дольше, чем выдох. Этот метод дает энергию и улучшает циркуляцию крови. Спонтанно люди применяют тонизирующее дыхание перед поднятием тяжестей, перед прыжком в воду и т.п.
4. Альтернативное дыхание. Вдох через одну ноздрю и выдох через другую.
Вначале практикуется при помощи указательных пальцев рук, которые закрывают соответствующую ноздрю. Позднее вы сможете делать альтернативное дыхание без помощи рук. Дыхание, контролируемое по этому методу, становится долгим, медленным и глубоким. Но об этом легче рассказать, чем научиться этому. Альтернативное дыхание может помочь при головной боли. Если болит правая сторона головы, вдыхайте через правую ноздрю, задержитесь и представьте себе, как воздух смешивается с вашей болью, затем выдохните эту смесь через левую ноздрю. Помогает альтернативное дыхание и при головокружении в состоянии эмоционального напряжения.
5. Естественное глубокое дыхание. Где бы вы ни нашли свежий воздух и открытое пространство, будь то в горах или на море вы автоматически разводите руки и делаете глубокий вдох.
6. Долгое дыхание: брюшное постнатальное. На вдохе нижняя часть живота расширяется вследствие входа туда воздуха На выдохе нижняя часть живота сжимается.
7. Пренатальное или эмбриональное дыхание. Называете также "обратным дыханием", поскольку оно противоположно методу долгого дыхания. Нижняя часть живота сжимается во время вдоха и расширяется на выдохе. По традиционной даосской теории, пренатальное дыхание является имитацией того способа, которым, дышит эмбрион в материнской утробе (отсюда и название). Через пуповину зародыш получает кислород и пищу и удаляет углекислоту и продукты обмена. Чтобы принять кислород, зародыш должен втянуть нижнюю часть своего живота; чтобы удалить углекислый газ, он должен выпятить низ живота. Когда пуповина обрывается, пренатальное дыхание прекращается и начинается постнатальное, через рот и нос. Нашу жизнь можно сравнить с судном на реке. Если у судна нет собственного движителя(весел или мотора), оно плывет вниз по течению. Так и наша жизнь естественным путем идет от рождения к смерти.
Если есть весла, можно немного замедлить дрейф лодки, но плыть против сильного течения все равно невозможно. Чтобы плыть против течения, нужен более мощный вид энергии - такой, как энергия мотора. В Тайцзи-цюане пренатальное дыхание дает особую энергию, необходимую для омоложения. По даосской теории, ряд методов, таких как диета, упражнения и специальные дыхательные техники, могут замедлить естественный ход жизни от рождения к смерти. Но постнатальное дыхание все-таки не может изменить направление этого процесса. Это под силу только тому, для кого пренатальное дыхание стало нормой.
8. Черепашье дыхание. Даже пренатальное дыхание само посебе не является предельным состоянием дыхания. Много лет совершенствовавшийся мастер пренатального дыхания в конце концов забывает его и приходит к так называемому черепашьему дыханию.
Даже автор этих строк не верил в то, что черепашье дыхание есть значительное достижение, когда начинал изучение Тай Цзи.Через 17 лет он еще не достиг этого состояния, но обнаружил в себе перемены и улучшения, которых он даже не ожидал Мое нормальное дыхание - медленное и спокойное: 3-4 дыхания в минуту(в отличие от 16-18 у большинства людей) Когда приходится напряженно поработать в течение 1-2 часов, у меня не появляется одышка.
Итак, в Тайцзи-цюане применяется пренатальный метод дыхания. Газы, присутствующие в брюшной полости и внутри зародыша, известны как пренатальная Ци, или Сянь-Тянь ци; это Ян Воздух легких - это постнатальная Ци, или Хоу-Тянь Ци (Инь). Диафрагма разделяет эти два слоя, как показано на рис. 3-1а.
Рис. 3-1 а
Метод пренатального дыхания можно описать в терминах Инь-Ян, При вдохе посгаатальная Ци, начинающая заполнять легкие, постепенно достигает диафрагмы. В это же время низ живота сжимается и пренатальная Ци выталкивается вверх, к диафрагме. Таким образом, этот способ вдоха объединяет две Ци в од-но целое, или Тай Цзи (см. рис. З-lb, слева).
Рис. З-l b
Во время выдоха две Ци разделяются. Постнатальная Ци уходит из тела через нос, а пренатальная Ци опускается в Дань-тянь, ввызывая расширение нижней части живота (см. рис. 3-1b,справа). У даосов этот вид дыхания называется "Ци Тун", где"Тун" означает "проникать и смешиваться" Ци Тун - это взаимопроникновение, распространение (диффузия) и смешение пренатальной и постнатальной Ци. Ци Тун не только позволяет достичь волевого контроля над дыханием, но и улучшает работу внутренних органов, попеременно сжимая и отпуская их Эта внутренняя форма упражнений резко выделяет Тай Цзи из других систем, делающих упор на укрепление скелетной мускулатуры.
После долгой практики пренатальной Цигун (сянь-тянь ци-гун), необыкновенная энергия Цзинь начинает генерироваться резервуаром пренатальной Ци в нижней части живота. Эта энергия- источник силы для Шэнь Гун (см. главу 4). Вырабатывание Цзинь приводит к явлению, которое даосы называют "Нэй Дань"(внутренний мяч). От живота человека, владеющего Нэй Дань, удар отскакивает, как от мяча. После долгой и упорной практики ментальный контроль над внутренним мячом приводит к появлению крайне сильной, практически неограниченной Цзинь. Примером владения Цзинь может служить Ян Лучань, который, получив удар в живот, за счет эластичности и силы последнего отбрасывал противника в другой конец зала.
В практике пренатального дыхания важное значение имеют два звука: Хэн и Хаах. Эти звуки хранились многие годы в секрете, промелькнув лишь в одной старой песне о Тайцзи-цюане времен царствования Цяньлуна (1736-1795):
Держи свой Даньтянь, чтобы делать Цигун.
Хэн и Хаах - эти две Ци очень чудесны.
В движении они разделяются,
В покое - сочетаются.
Нагнись и вытянись.
Пусть природа встанет на свой путь.
Реагируй медленно, следуй быстро.
Тогда узнаешь, что истинно.Рис. З-l с
В песне подчеркивается, что этот секрет должен передаваться в устной форме. Но я все же хотел бы дать вам некоторые письменные пояснения.
Первый шаг - практиковать Хэн-Хаах при естественном дыхании. Когда звучит "Хэн", низ живота сжимается. Говоря "Хаах", дайте животу расшириться (см. рис. 3-1с). Занимайтесь этим по 3-5 минут за раз, по крайней мере три раза в день. Примерно через две недели переходите ко второму шагу.
Второй шаг:
1. Слегка обхватите свой Даньтянь руками.
2. Говоря "Хэн", сожмите нижнюю часть живота, чтобы пренатальная Ци пошла вверх из Дань-тяня к диафрагме.
3. Вдохните через нос, давая постнатальной Ци наполнить грудную клетку. Затем задержите дыхание на несколько секунд, но естественно, без напряжения. Этот процесс дает тонизирующий эффект и позволяет пре- и постнатальной Ци смешиваться, образуя диаграмму Тай Цзи
4. Выдыхая через рот, скажите "Хаах", давая постнатальной Ци выйти, в то время как пренатальная Ци опускается в Даньтянь. При этом низ живота будет расширяться. Инь и Ян разъединяются.Целью первой стадии овладения Тайцзи-цигун является способность к автоматическому пренатальному дыханию. Как основа Тайцзи-цигун, этот метод должен стать неотъемлемой частью вашей жизни. В течение каждого дня выпадает бесчисленное количество возможностей попрактиковать его. После примерно года практики вы обнаружите, что Ци начала аккумулироваться в Даньтяне подобно тому, как ручьи, речки и реки собираются в океане.
Вторая часть дыхательного метода заключается в том, что дыхание проникает во все части тела. Даосы называют эту технику "Даоинь", что дословно означает "выводить". Как лоцман руководит большим судном, заводя или выводя его из гавани, так и Даоинь заводит или выводит дыхание из тела. В первом случае человек вдыхает, вытягивает внутренние органы и направляет движение Ци внешним движением, таким как поднятие рук и т.п. Во втором случае воля и движение посылают Ци изнутри к наружной части тела, например, в руки. В медитации человек также практикует контроль над Ци, но только волевой, без движений тела. Но когда сочетаются медитация и движение, как в Тайцзи-цюане, руководить Ци значительно легче.Статья взята из книги Чжоу Цзунхуа "ДАО ТАЙЦИ-ЦЮАНЯ - путь к омоложению"
© "София", Киев, 1995 г.
Авторские права на сайт принадлежат А.Л. Геращенко © 2002- 2012 гг.
При использовании данной работы, ссылка на сайт автора и первоисточники обязательна.