СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА | |
Глоссарий Литература |
"ИНЬ-ЯН"
и "ТАЙ ЦЗИ"
|
ВОСЕМЬ ТРИГРАММ или "БА ГУА"
Об образовании Восьми Триграмм (ба гуа) рассказывается в И Цзине, или "Книге Перемен". В разделе "Да Чжуань" разъясняется:
"В системе И Цзина есть Тай Цзи, или Великий Предел, который породил Две Формы (ляп и). Эти Две Формы породили Четыре Символа (сы сян). Четыре Символа разделились дальше и породили Восемь Триграмм (ба гуа)".
Тай Цзи - первая точка, возникающая из пустоты У Цзи.Она содержит движущую силу как динамичных, так и статичных состояний и является источником Инь и Ян. В статичном состоянии Инь и Ян сочетаются и образуют целое, но в состоянии движения они разделяются и образуют Две Формы (лян и).
Ян часто изображают графически в виде отрезка прямой или белого кружка. Инь обычно представляют в виде двух черточек с промежутком между ними или черного кружка. Различные символы Инь и Ян показаны на рис. 2За.
ЯН ( + ) да ИНЬ ( - ) нет Рис. 2-За.
Свойства Двух Форм можно объяснить, используя направленную прямую (математическую ось). Приняв, что точка отсчета (ноль) - это Тай Цзи, мы получим Инь в отрицательном, а Ян -в положительном направлении:
Используя числовые обозначения, "И Цзин" определяет Тай-Цзи - как ноль, Ян - как единицу (нечетное число), а Инь - как двойку (четное число). Но еще эффективней можно показать свойства Инь и Ян в бинарной (двоичной) системе счисления.
( - ) Первоначало
0( + ) ИНЬ
ТАЙ-ЦЗИ ЯН
Рис. 2-Зb.
Определяя Ян как ноль, а Инь - как единицу, или наоборот, мы можем объяснить теорию Тай Цзи, Двух Форм и Четырех Символов (сы сян). I
Четыре Символа - результат комбинации Двух Форм. Два символа Ян, размещенные один над другим, называются Большой Ян (тай ян) Знак Инь над знаком Ян - это Малая Инь (шао инь) Два символа Инь один над другим - это Большая Инь (тай инь).Знак Ян над знаком Инь образует Малый Ян (шао ян). Схему Четырех Символов см. на рис. 2-Зс.
Большой ЯН Малая ИНЬ Малый ЯН Большая ИНЬ Рис. 2-Зс.
Принцип Четырех Символов применим к любому объекту или ситуации. Все можно разделить на четыре взаимосвязанных части, учитывая качество и количество. Например, можно использовать символы Инь и Ян для описания соотношения между населением и территорией различных стран. Используя верхнюю позицию для размещения символов населения (Ян - большое, Инь - малое), а нижнюю - для символов территории, получим четыре символа, показанных на рис. 2-Зс. Из диаграммы видно, что Китай и США можно считать странами Большого Ян, а страны типа Исландии - Большой Инь.
Население Территория Китай,США
Австралия
Япония Исландия .Рис. 2-Зd.
Геометрическим соответствием Четырех Символов являются четыре квадранта прямоугольной системы координат на плоскости. Как и в Двух Формах, Ян представляет положительное направление, а Инь - отрицательное: Если Ян - ноль, а Инь - единица, то свойства Четырех Символов, взятых по порядку, можно показать с точки зрения теории чисел (см. табл. 2-За).
Рис.2-3е.
Числовые свойства Четырех Символов
Четыре символа Символ Бинарная система Десятичная система Порядок Четность Большой Ян 00 0 1 Чет Малая Инь 01 1 2 Нечет Малый Ян 10 2 3 Чет Большая Инь 11 3 4 Нечет Табл. 2-За
Цзи различные категории представляются при помощи особых символов, состоящих из трех ярусов Инь или Ян черт. Эти символы известны как Восемь Триграмм (ба гуа)
С помощью Восьми Триграмм классифицируются все явления Вселенной, анализируются природные и социальные феномены. Это научный подход, ищущий взаимосвязи принципов, явлений и качеств. Форму Восьми Триграмм помогает запомнить древнее китайское мнемоническое стихотворение:
Цянъ - Сплошные
Кунь - Обломки
Чжэнь - Как чашка
Гэнь - Как шапка
Ли - Пустой центр
Кань - Центр полон
Дуй - Верх сломан
Сунь - В дне дырка
Рис. 2-3f.
Восемь - максимальное число возможных комбинаций трех элементов, каждый из которых принадлежит к одному из двух типов.
Император Фу Си (2852 - 2738 гг. до н. э.) первым применил Восемь Триграмм к Диаграмме Тай Цзи, чтобы показать взаимодействие Инь и Ян. Его вариант кругового расположения триграмм так и называется: Фу Си, иначе Сянь Тянь (что означает дословно "раннее небо" или "прежнее небо", т. е. состояние, имевшее место до сотворения Вселенной).
Рис. 2-3g.
Кроме описанных Восьми Триграмм СяньТянь, существует и другой способ их расположения, называемый Восемь Триграмм Хоу Тянь. Согласно легенде, их начертил Чжоу Вэнь Ван, основатель династии Чжоу, примерно в 1143 г. до н. э. Он основывался на И Цзине, где сказано:
"Правитель нисходит в Чжэнь, чтобы начать творение. Он завершает все в Сунь. Он проявляет вещи, чтобы они видели друг друга" в Ли, и побуждает их служить друг другу в Кунь. Он веселится в Дуй и сражается в Цянь. Он отдыхает и вкушает покой в Кань и завершает свои годичные труды в Гэнь".
Итак, начиная с востока, Восемь Триграмм Хоу-Тянь идут в следующем порядке по часовой стрелке: Чжэнь - Сунь - Ли -- Дуй - Цянь - Кань - Гэнь.Рис. 23].
Эта последовательность объясняет принцип движения Вселенной
и служит основой для китайского календаря:Можно при помощи наглядных схем показать, как Тай Цзи образует Две Формы, Две Формы - Четыре Символа, а те - Восемь Триграмм. Здесь вы видите три таких диаграммы. Первая выполнена в виде таблицы (рис, 2-Зh), вторая - в форме круглой диаграммы (рис. 2-3j).
Рис. 2-3j
ТАЙ ЦЗИ ИНЬ ЯН Большая ИНЬ Малый ЯН Малая ИНЬ Большой ЯН Начальный ИНЬ Младший
ЯНСредний
ЯНСтаршая
ИНЬСтарший
ЯНСредняя
ИНЬМладшая
ИНЬНачальный ЯН Рис. 2-3h
По принципам системы Тай Цзи поддаются логическому описанию различные геометрические соотношения. Рис. 2-Зk на примере трехосной системы пространственных координат показывает разницу между правосторонней и левосторонней системами:
Рис. 2-Зk
Как в право, так и в левосторонней системе три координатные плоскости делят пространство на восемь октантов. Среди математиков нет еще единого мнения относительно нумерации октантов. Но если бы они приняли за Ян положительное направление каждой оси, а за Инь - отрицательное, и воспользовались Восемью Триграммами в порядке Сянь Тянь или Хоу Тянь, то легко смогли бы установить порядок октантов (см. табл. 2-З b-c).
Табл. 2-З b-c. Октанты и числовые свойства Восьми Триграмм.
Триграмма
Символ
Октант
Порядок
Бинарная система
Десятичная система
Основание
(n)Цянь
(+,+,+)
1
000 0 0 Дуй
(+,+,-)
2
001 1 1 Ли
(+,-,+)
3
010 2 n Чжень
(+,-,-)
4
011 3 n+1 Сунь
(-,+,+)
5
100 4 n*n Кань
(-,+,-)
6
101 5 n*n+1 Гэнь
(-,-,+)
7
110 6 n*n+ n Кунь
(-,-,-)
8
111 7 n*n+n+1 Как уже объяснялось при рассмотрении Четырех Символов, Ян - 0, Инь - 1. Триграмма читается снизу вверх. Прогрессия направлена так же, как в бинарной системе.
Например, Кань (Инь-Ян-Инь) соответствует 101 в бинарной системе или 5 в десятеричной. Если за основание берем n, то Кань представляет собой n*2 + 1. Таблица 2-З b-с показывает все эти соотношения.
Бинарную или двоичную систему счисления разработал в 19 веке немецкий математик Лейбниц. Но древние китайцы были знакомы с такой системой (в виде Восьми Триграмм) еще пять тысяч лет назад. Каждая из триграмм не только является математическим символом, но и представляет различные объекты:Табл. 2-34. Восемь Триграмм и их соответствия.
Образ | В семье | В организме | Животное | Действие | Качество | |
Небо | Отец | Голова | Лошадь | Отражение | Сила | |
Озеро | Младшая дочь | Рот | Овца | Удар локтем | Удовольствие | |
Огонь | Средняя дочь | Глаз | Фазан | Толкание | Прилипание | |
Гром | Старший сын | Ступня | Дракон | Раскалывание | Встряхивание | |
Ветер | Старшая дочь | Бедро | Петух | Притягивание | Мягкость | |
Вода | Средний сын | Ухо | Ястреб | Нажимание | Бездонность | |
Гора | Младший сын | Рука | Собака | Удар плечом | Неподвижность | |
Земля | Мать | Живот | Корова | Откатывание | Восприимчивость |
Статья взята из книги Чжоу Цзунхуа "ДАО ТАЙЦИ-ЦЮАНЯ - путь к омоложению"
© "София", Киев, 1995 г.
Авторские права на сайт принадлежат А.Л. Геращенко © 2002- 2012 гг.
При использовании данной работы, ссылка на сайт автора и первоисточники обязательна.