Восемь триграмм или БА ГУА

СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД  ЕВРОПЕЙЦА

ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

" День сменяет Ночь,
А Ночь сменяет Новый День,
Но каждое Утро встает Солнце,
И если Ты видишь Его,
То Оно восходит и для Тебя ..."
  

Глоссарий     Литература

"ИНЬ-ЯН" и "ТАЙ ЦЗИ"
Пять первоэлементов  или  "У СИН"
Введение в "Книгу Перемен" или  "И ЦЗИН"
Философия  "ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ"
"ТАЙ-ЦЗИ  ЦИГУН"

Возврат к оглавлению

ВОСЕМЬ ТРИГРАММ  или "БА ГУА"

     Об образовании Восьми Триграмм (ба гуа) рассказывается в И Цзине, или "Книге Перемен". В разделе "Да Чжуань" разъясняется:

"В системе И Цзина есть Тай Цзи, или Великий Предел, который породил Две Формы (ляп и). Эти Две Формы породили Четыре Символа (сы сян). Четыре Символа разделились дальше и породили Восемь Триграмм (ба гуа)".

     Тай Цзи - первая точка, возникающая из пустоты У Цзи.Она содержит движущую силу как динамичных, так и статичных состояний и является источником Инь и Ян. В статичном состоянии Инь и Ян сочетаются и образуют целое, но в состоянии движения они разделяются и образуют Две Формы (лян и).
     Ян часто изображают графически в виде отрезка прямой или белого кружка. Инь обычно представляют в виде двух черточек с промежутком между ними или черного кружка. Различные символы Инь и Ян показаны на рис. 2За.

ЯН ( + )   да
ИНЬ   ( - )  нет

Рис. 2-За.

     Свойства Двух Форм можно объяснить, используя направленную прямую (математическую ось). Приняв, что точка отсчета (ноль) - это Тай Цзи, мы получим Инь в отрицательном, а Ян -в положительном направлении:
Используя числовые обозначения, "И Цзин" определяет Тай-Цзи  - как ноль, Ян - как единицу (нечетное число), а Инь - как двойку (четное число). Но еще эффективней можно показать свойства Инь и Ян в бинарной (двоичной) системе счисления.

( - ) Первоначало
0
( + )

ИНЬ  

ТАЙ-ЦЗИ

    ЯН

Рис. 2-Зb.

     Определяя Ян как ноль, а Инь - как единицу, или наоборот, мы можем объяснить теорию Тай Цзи, Двух Форм и Четырех Символов (сы сян). I
     Четыре Символа - результат комбинации Двух Форм. Два символа Ян, размещенные один над другим, называются Большой Ян (тай ян) Знак Инь над знаком Ян - это Малая Инь (шао инь) Два символа Инь один над другим - это Большая Инь (тай инь).Знак Ян над знаком Инь образует Малый Ян (шао ян). Схему Четырех Символов см. на рис. 2-Зс.

Большой ЯН Малая ИНЬ Малый ЯН Большая ИНЬ

Рис. 2-Зс.

     Принцип Четырех Символов применим к любому объекту или ситуации. Все можно разделить на четыре взаимосвязанных части, учитывая качество и количество. Например, можно использовать символы Инь и Ян для описания соотношения между населением и территорией различных стран. Используя верхнюю позицию для размещения символов населения (Ян - большое, Инь - малое), а нижнюю - для символов территории, получим четыре символа, показанных на рис. 2-Зс. Из диаграммы видно, что Китай и США можно считать странами Большого Ян, а страны типа Исландии - Большой Инь.

Население
Территория

Китай,США

Австралия

Япония Исландия

.Рис. 2-Зd.

     Геометрическим соответствием Четырех Символов являются четыре квадранта прямоугольной системы координат на плоскости. Как и в Двух Формах, Ян представляет положительное направление, а Инь - отрицательное: Если Ян - ноль, а Инь - единица, то свойства Четырех Символов, взятых по порядку, можно показать с точки зрения теории чисел (см. табл. 2-За).

Рис.2-3е.

 

Числовые свойства Четырех Символов

Четыре символа Символ Бинарная система Десятичная система Порядок Четность
Большой Ян 00 0 1 Чет
Малая Инь 01 1 2 Нечет
Малый Ян 10 2 3 Чет
Большая Инь 11 3 4 Нечет

Табл. 2-За

     Цзи различные категории представляются при помощи особых символов, состоящих из трех ярусов Инь или Ян черт. Эти символы известны как Восемь Триграмм (ба гуа)
     С помощью Восьми Триграмм классифицируются все явления Вселенной, анализируются природные и социальные феномены. Это научный подход, ищущий взаимосвязи принципов, явлений и качеств. Форму Восьми Триграмм помогает запомнить древнее китайское мнемоническое стихотворение:

Цянъ - Сплошные
Кунь - Обломки
Чжэнь - Как чашка
Гэнь - Как шапка
Ли - Пустой центр
Кань - Центр полон
Дуй - Верх сломан
Сунь - В дне дырка

"Цянь" - творчество
"Дуй" - разрешение "Сунь" - утончение
"Ли" - сцепление Стороны Света "Кань" - погружение
"Чжэнь" - возбуждение "Гэнь" - пребывание
"Кунь"  - исполнение

Рис. 2-3f.

     Восемь - максимальное число возможных комбинаций трех элементов, каждый из которых принадлежит к  одному из двух типов.
     Император Фу Си (2852 - 2738 гг. до н. э.) первым применил Восемь Триграмм к Диаграмме Тай Цзи, чтобы показать взаимодействие Инь и Ян. Его вариант кругового расположения триграмм так и называется: Фу Си, иначе Сянь Тянь (что означает дословно "раннее небо" или "прежнее небо", т. е. состояние, имевшее место до сотворения Вселенной).

"Ли" - сцепление
"Сунь" - утончение "Кунь"  - исполнение
"Чжэнь" - возбуждение Стороны Света "Дуй" - разрешение
"Гэнь" - пребывание "Цянь" - творчество
"Кань" - погружение

Рис. 2-3g.

 

     Кроме описанных Восьми Триграмм СяньТянь, существует и другой способ их расположения, называемый Восемь Триграмм Хоу Тянь. Согласно легенде, их начертил Чжоу Вэнь Ван, основатель династии Чжоу, примерно в 1143 г. до н. э. Он основывался на И Цзине, где сказано:

"Правитель нисходит в Чжэнь, чтобы начать творение. Он завершает все в Сунь. Он проявляет вещи, чтобы они видели друг друга" в Ли, и побуждает их служить друг другу в Кунь. Он веселится в Дуй и сражается в Цянь. Он отдыхает и вкушает покой в Кань и завершает свои годичные труды в Гэнь".

 

      Итак, начиная с востока, Восемь Триграмм Хоу-Тянь идут в следующем порядке по часовой стрелке: Чжэнь - Сунь - Ли -- Дуй - Цянь - Кань - Гэнь.Рис. 23].

    Эта последовательность объясняет принцип движения Вселенной
и служит основой для китайского календаря:

     Можно при помощи наглядных схем показать, как Тай Цзи образует Две Формы, Две Формы - Четыре Символа, а те - Восемь Триграмм.  Здесь вы видите три таких диаграммы. Первая выполнена в виде таблицы (рис, 2-Зh), вторая -   в форме круглой диаграммы (рис. 2-3j).

 

 

Рис. 2-3j

ТАЙ ЦЗИ
ИНЬ ЯН
Большая ИНЬ Малый ЯН Малая ИНЬ Большой ЯН
Начальный ИНЬ Младший
ЯН
Средний
ЯН
Старшая
ИНЬ
Старший
ЯН
Средняя
ИНЬ
Младшая
ИНЬ
Начальный ЯН
"Кунь"  - исполнение "Гэнь" - пребывание "Кань" - погружение "Сунь" - утончение "Чжэнь" - возбуждение "Ли" - сцепление "Дуй" - разрешение "Цянь" - творчество

Рис. 2-3h

     По принципам системы Тай Цзи поддаются логическому описанию различные геометрические соотношения. Рис. 2-Зk на примере трехосной системы пространственных координат показывает разницу между правосторонней и левосторонней системами:

Рис. 2-Зk

     Как в право, так и в левосторонней системе три координатные плоскости делят пространство на восемь октантов. Среди математиков нет еще единого мнения относительно нумерации октантов. Но если бы они приняли за Ян положительное направление каждой оси, а за Инь - отрицательное, и воспользовались Восемью Триграммами в порядке Сянь Тянь или Хоу Тянь, то легко смогли бы установить порядок октантов (см. табл. 2-З b-c).

Табл. 2-З b-c.  Октанты  и числовые свойства Восьми Триграмм.

Триграмма

Символ

Октант

Порядок

Бинарная система

Десятичная система

Основание
(n)

Цянь

Небо

(+,+,+)

1

000 0 0

Дуй

Озеро

(+,+,-)

2

001 1 1

Ли

Огонь

(+,-,+)

3

010 2 n

Чжень

Гром

(+,-,-)

4

011 3 n+1

Сунь

Ветер

(-,+,+)

5

100 4 n*n

Кань

Вода

(-,+,-)

6

101 5 n*n+1

Гэнь

Гора

(-,-,+)

7

110 6 n*n+ n

Кунь

Земля

(-,-,-)

8

111 7 n*n+n+1

     Как уже объяснялось при рассмотрении Четырех Символов, Ян - 0, Инь - 1. Триграмма читается снизу вверх. Прогрессия направлена так же, как в бинарной системе.
     Например, Кань (Инь-Ян-Инь) соответствует 101 в бинарной системе или 5 в десятеричной. Если за основание берем n, то Кань представляет собой n*2 + 1. Таблица 2-З b-с показывает все эти соотношения.
     Бинарную или двоичную систему счисления разработал в 19 веке немецкий математик Лейбниц. Но древние китайцы были знакомы с такой системой (в виде Восьми Триграмм) еще пять тысяч лет назад. Каждая из триграмм не только является математическим символом, но и представляет различные объекты:

Табл. 2-34. Восемь Триграмм и их соответствия.

Образ В семье В организме Животное Действие Качество
 Цянь Небо Отец Голова Лошадь Отражение Сила
 Дуй Озеро Младшая дочь   Рот Овца Удар локтем Удовольствие
 Ли Огонь Средняя дочь Глаз Фазан Толкание Прилипание
  Чжэнь Гром Старший сын Ступня Дракон Раскалывание Встряхивание
  Сунь Ветер Старшая дочь Бедро Петух Притягивание Мягкость
  Кань Вода Средний сын Ухо Ястреб Нажимание Бездонность
  Гэнь Гора Младший сын Рука Собака Удар плечом Неподвижность
 Кунь Земля Мать Живот Корова Откатывание Восприимчивость

Статья взята из книги Чжоу Цзунхуа  "ДАО  ТАЙЦИ-ЦЮАНЯ - путь к омоложению"
© "София", Киев, 1995 г.

Авторские права  на сайт принадлежат   А.Л. Геращенко  © 2002- 2012 гг.
При использовании  данной работы, ссылка на сайт автора и  первоисточники обязательна.

Возврат к оглавлению