СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА
Символы ДАО глазами Современников
Удивительный мир символов ДАО, как одной из самых всеохватывающих систем Мировоззрения, до сих пор восхищает мыслителей современной Науки. Простота образных аналогий, использованных мудрецами древнего Китая при моделировании взаимозависимости природных явлений поражает своей стройностью и точностью определяемых процессов. На протяжении ряда столетий много интересных работ было посвящено изучению философских наследий Древнего Востока. Перечень наиболее удачных произведений по этой теме Вы сможете найти в списке интересной литературы. Лучше, чем там, мне рассказать не удастся, профессия и сфера деятельности, к сожалению, - другие. Но столь интересная область знаний увлекает и завораживает как маститых ученых, так и рядовых любителей. Посему позвольте поделиться своей точкой зрения на проблемы осмысления одной из древнейших систем натурфилософского Миропонимания.Природы.
Начнем с системы У син - "Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Это одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. "Пять элементов" - не первосубстанции космоса, а символы или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "элементами" не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле У син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - Хунь Дунь - изначального "Хаоса" или Тай Цзи - "Великого Предела" и дуализированности космоса силами Инь и Ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств (пять сторон света, пять времен года, пять чисел, пять благодатей, пять пневм, пять цветов, пять вкусов и т.п.), У син образуют сложную миро-описательную систему. На рисунке внизу обозначены важнейшие порядки "пяти элементов" - "взаимопорождение" (синие сплошные стрелки) и "взаимопреодоление" (красные прерывистые стрелки):
ПОРОЖДЕНИЕ ------->
РАЗРУШЕНИЕ - - - - ->5 элементов
БЛИЗОСТЬ --------->
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ - - - ->
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Направления Восток Юг Центр Запад Север Время года Весна Лето Долгое лето Осень Зима Цвета Синий Красный Желтый Белый Черный Вкусы Кисловатый Горький Сладкий Кислый Соленый Органы Печень Сердце Селезенка Легкие Почки Орган чувств Глаза Язык Рот Нос Уши Продолжим с раскрытия причин символьного обозначения "мужского" (ян) и "женского" (инь) начал, сплошная и прерывистая черты соответственно. Именно в зависимости от их сочетания строится базовая система, на мой взгляд, "ЖЕНСКОЙ" модели Мироздания. (см. табл. 1)
ТАЙ ЦЗИ
"Великий Предел"ИНЬ
ЯН
Большая ИНЬ
Малый ЯН
Малая ИНЬ
Большой ЯН
Начальный
ИНЬМладший
ЯНСредний
ЯНСтаршая
ИНЬСтарший
ЯНСредняя
ИНЬМладшая
ИНЬНачальный
ЯНТаблица 1.
Так как данная структура зарождалась в условиях отсутствия или жесткого дефицита средств бумажной письменности, то разумно предположить, что древние философы свои наблюдения фиксировали в пространственных фигурах, построенных из обыкновенных палочек, располагая их перпендикулярно или параллельно взгляду. По всей видимости, Китайская традиция употребления пищи палочками сыграла здесь если не основополагающую, то как минимум решающую роль.
Исторически следующая система взаимодействия 8 триграмм должна обязательно наследовать объемные традиции предыдущей системы Мировоззрений своих предков. Очевидно отсутствие объемных средств выражения и долговременной фиксации трехмерных моделей привело к необходимости их проецирования на плоскостной вариант изображаемых символов.Восемь Триграмм и их соответствия.
Образ
В семье
В организме
Животное
Действие
Качество
Небо Отец Голова Лошадь Отражение Сила Озеро Младшая дочь Рот Овца Удар локтем Удовольствие Огонь Средняя дочь Глаз Фазан Толкание Прилипание Гром Старший сын Ступня Дракон Раскалывание Встряхивание Ветер Старшая дочь Бедро Петух Притягивание Мягкость Вода Средний сын Ухо Ястреб Нажимание Бездонность Гора Младший сын Рука Собака Удар плечом Неподвижность Земля Мать Живот Корова Откатывание Восприимчивость Последующее усложнение комбинаторных сочетаний этих базовых символов развилось в систему "Книги Перемен" (И-цзинь, 64 гексаграммы). Но это случилось позже. Гораздо раньше "Нее", были созданы трехмерные 81-частные системы математического моделирования Мироздания (ДАО). Одна из них описана в трактате "Хуаньнанцзынь". Для более лучшего представления динамики закономерностей данной системы старые мудрецы использовали математический аппарат философски определенных смыслов каждой из 9 цифр. Современными учеными система 81 частной спирали ДАО классифицируется как идеальная структура отражающая гармонию древнего первопредка и окружающей Природы. В силу сложности категориального и математически символьного аппарата данной модели, она не получила массового распространения. Одной из причин ее забвения могла быть традиция приема пищи двумя, а не тремя палочками. Посему, теоретическая стройность "МУЖСКОЙ" модели уступила бытовой простоте освоения "ЖЕНСКОЙ". Не смотря на это, древние мыслители, особенно Даосы, всегда указывали на потерю срединного элемента Гармонии для общепринятых образов триграмм.
Основным средством изначального моделирования таких систем могли быть столь удобные полочки для еды. Это была "МУЖСКАЯ" система триграмм. В отличии от "ЖЕНСКОЙ" системы объемных триграмм, каждая из которых насчитывает по 6 палочек, она строились на основе 9 палочек .(См. табл.2)
ТАЙ ЦЗИ
ИНЬ
ЯН
Большая ИНЬ
Малый ЯН
Малая ИНЬ
Большой ЯН
Начальный ИНЬ
Младший
ЯНСредний
ЯНСтаршая
ИНЬСтарший
ЯНСредняя
ИНЬМладшая
ИНЬНачальный ЯН
Таблица 2.
Базовым источником графических структур Чжоу И - ба гуа - "восьми триграмм" и системы У син - "пять элементов" считаются рисунки Хэ ту и Ло шу ( "План (чертеж) из реки Хэ", "План (чертеж) [из Желтой] реки" и "Письмена из реки Ло"). Графические выражения математических структур: магического креста (Хэ ту) и магического квадрата (Ло шу) в трактате Си цы чжуани определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн) людей". По этому правдоподобна гипотеза о генетической взаимосвязи их пронумерованных последовательностей с последовательной сменой 8 триграмм. (См. табл.3)
Хэ ту
Ло шу
древнее
изображение
современное
изображение
древнее
изображение
современное
изображение
7
28 3
5
104 9
1
6
4
9
2
3
5
7
8
1
6
По Фу Си
По Вэнь Вану
По Фу Си
По Вэнь ВануТаблица 3.
Вот так, коротко и наглядно, мы рассмотрели основные моменты формирования триграммных символов древнего ДАО. Теперь попытаемся разобраться с аллегорическими моделями двух "КИТОВ", на которых (по-Птолемею) стоит Земля, поддерживаемая четырьмя "слонами" и т.п. .
Классический символ древнего Востока: Тай Цзи (ДВА КИТА держащих друг друга ртом за хвост). ОНИ символизируют единство двух начал ИНЬ и ЯН. Данная модель великолепно подходит для описания плавной взаимосмены дня и ночи, лета и зимы и т.п. . Если контурные границы "китовых" силуэтов представить графиками математических функций изменения с одной стороны света ("белый кит"), а с другой тьмы ("черный кит"), то получим четкую формулу, описывающую закономерность освещения Земли при Ее суточном вращении вокруг своей оси или при годовом обороте вокруг Солнца. Современные средства позволяют смоделировать смену КИТОВ соответственно последовательностям смены 8 триграмм по Фу Си и Вэнь Вану. Для просмотра образной интерпретации вышесказанного достаточно щелкнуть "мышкой" по любой из восьми объемных триграмм (Таблица 1 и 2) или на один из анимированных образов "КИТОВ" и триграмм (Таблица 3.).
Если рассматривать свето-гравитационные суперпозиции взаимодействия Земли не только с Солнцем, но и с "кругом Зодиака", то математическую функцию моделирования силовых суперпозиций для 30 градусных секторов Земной орбиты неплохо выразит формула "улитки Паскаля". Графически, она напоминает плоскостную проекцию брюшной части "выныривающего кита" (при взгляде сверху). Такова математически-плоскостная модель символов древнекитайской культуры. Аллегории графика этой функции для Индийской традиции выражаются стройной системой много-лепесткового ЛОТОСА, а для традиций Среднего и Ближнего востока в формах "Цветка жизни" МЕР-КА-БА . Структурное Единство философских систем осмысления Природы присутствует в большинстве традиционных учений разных народов мира!
Для наглядности изложения последней идеи привожу несколько программ, упрощенно моделирующих рефлекторную активность аккупунктурных меридианов нашего организма. Она построена в соответствии с древнекитайскими воззрениями на активность 12 основных органов человека. В основе этих процессов лежит принцип последовательного прохождения нашей планеты через свето-гравитационные суперпозиции полей межзвездных взаимодействий на ее околосолнечной орбите. Первая программа была написана в 1988 году под DOS для старых PC. Потом заброшена по ряду житейских причин. Адаптация под интернет была произведена Дмитрием Железняковым в 2002 г.и в 2005г..Авторы не несут ответственности за результаты применения этих программ
в медицинских и других практиках !Желаем Вам успеха в освоении мира своих собственных возможностей и способностей !
Авторские права на сайт
принадлежат А.Л. Геращенко © 2002- 2012 гг. |