СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА |
|
ДАО Статьи взяты
из книги А.Е. Лукъянова |
ПЕРЕХОДНЫЙ
ТИП КУЛЬТУРЫ ДАО «ПЕРЕМЕН»
|
ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА
ВОСЬМИ ТРИГРАММ СИСТЕМЫ "ФУ СИ"Спираль "Перемен" строится из сопряжения восьми триадических символов, а полная матрица "Перемен" между тем имеет девятичастную основу. На это указывают девятичастные идеально-числовые системы Хэ ту и Ло шу, то есть системы "Дракона" и "Черепахи", используя которые совершенно мудрые, по свидетельству "Сицы чжуань", создавали "Перемены" (Сицы. А, 11). Таким образом, в матрице "Перемен" не хватает девятого элемента и полная спираль "Перемен" должна быть не 64-частной, а 81-частной. Отсутствие девятого элемента чувствуется и в системах триграмм Фу Си и Вэнь Вана. Каждая триграмма занимает позицию определенной стороны света, они выстраиваются по замкнутой окружности, но вокруг чего? Что удерживает их статическое и динамическое равновесие? В центре нет никакого элемента, там остается пустота. В системе Фу Си четвертая и пятая триграммы Чжэнь и Сюнь связаны через центр, но опять же там они не имеют никакой генетической опоры. А ведь ясно, что центр играет основную роль в матричных основаниях "Перемен", и если его убрать, то рассыплется и вся система.
Возьмем на себя смелость и проявим этот центральный элемент матрицы "Перемен", назвав его условно вакуумным. Он не имеет никакого символического графического, свето-теневого и словесно-понятийного обозначения. Если его и определять, то можно только назвать символом отрицания всех символов, в том числе и самого себя. Это «Великий Предел» "Перемен" во всей полноте его генетической развернутости и свернутости, навсегда ушедший в меонную пустоту в качестве всеобщей основы. Исключительно для оперирования с системой триграмм ему здесь задается символика инь-янской монады Дао.
Центральный элемент сразу же делает девятичастную матрицу триграмм полной, а ее прямой и диагональный кресты обретают опору и вместе с центральным элементом создают две пятичастных последовательности:
одну из статических элементов Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь
и вторую из динамических элементов Дуй-Чжэнь-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь.
Вакуумный элемент делает их сопоставимыми с горизонтально-вертикальной матрицей космопланетарного архетипа у син и с девятичастными матрицами 25-частной спирали Дао. Он добавляет системе триграмм еще одно свойство. Подобно тому, как это происходит в пятичастном кресте у син, например, в пятичастном кресте физических элементов Дерева - Огня - Земли - Металла - Воды, центральный элемент в системе триграмм дает возможность распрямить спираль по кругу (рис. 25, 26).Рис.25 Пятичастный крест физических элементов у син (а);
прямой и диагональные пятичастные кресты системы триграмм (б)Рис. 26 Круговая связь физических элементов пяти-частного креста у син (а);
круговая связь триграмм прямого и диагонального пяти-частных крестов
в системе триграмм (б)
Кроме того, через вакуумный элемент осуществляется скрещивание триграмм разряда ян и разряда инь. Он переставляет местами старшего сына Чжэнь и старшую дочь Сюнь и таким образом скрещивает янские и иньские поколения, что мы и наблюдаем в системе Фу Си. Если старшую дочь Сюнь поставить на соответствующую ей позицию под четвертым номером, а старшего сына Чжэнь под пятым, то получится два стройных нескрещивающихся ряда четырех триграмм ян и четырех триграмм инь. Генетический завиток при этом исчезает, центральный элемент становится свободным и восемь триграмм стоят (или движутся) по кругу в бесстрастном состоянии (рис. 27).
Рис. 27
Как только траектории Сюнь и Чжэнь перекрещиваются, центральный элемент замыкает всю последовательность в спираль. Старший сын Чжэнь, переходя на место старшей дочери Сюнь, рассекает связь Отца Цянь с мужскими поколениями среднего сына Кань и младшего Гэнь. Чтобы восстановить порядок поколений, Цянь вынужден отправиться к Чжэнь в противоположную сторону и соединяется на этом пути с младшей дочерью Дуй, средней Ли и встречается с Чжэнь. Далее он проходит через центр к старшей дочери Сюнь и только тогда восстанавливает связь с Кань и Гэнь и приходит в конце к Матери Кунь. Весь его путь есть не что иное, как спираль системы триграмм. Аналогичный путь, но в обратном направлении, проделывает Мать Кунь, отсекаемая от ряда своих женских поколений старшим сыном Чжэнь. Таким образом в двойной спирали инь-ян и осуществляется всеобщее перекрещивание триграмм.
Мы уже заметили, что 64-частная спираль "Перемен" строится из восьми триграмм. Но вот как это делается? В "Сицы чжуань" говорится об удвоении трех исходных вертикальных уровней Дао Неба, Человека и Земли и получении шести уровней, то есть гексаграммы. Правда, здесь говорится не столько о построении спирали, сколько о космологической сущности гексаграмм. Согласно философской комментаторской литературе и научным исследованиям об "И цзин" спираль гексаграмм получается путем соединения каждой триграммы с самой собой и всеми остальными. Схематически это выглядит так: берется ряд восьми гексаграмм в последовательности системы Фу Си и располагается на плоскости горизонтально. Затем берется аналогичный ряд и располагается вертикально. Триграммы того и другого рядов сопрягаются и получается квадратное поле гексаграмм. Триграммы горизонтального ряда занимают верхние позиции, триграммы вертикального — нижние позиции. Это земной квадрат 64 гексаграмм из системы «Фу Си люшисы гуа фанвэй» — «Пространственное расположение 64 символов-гексаграмм по Фу Си». Небесный круг 64 гексаграмм построен иначе (см.ниже). Но нас сейчас интересует другое — откуда при построениях спирали 64-х гексаграмм берется второй ряд триграмм, ведь в матрице их всего восемь? Причем второй ряд приводится как механическое повторение первого.
Чтобы обосновать появление второго матричного ряда триграмм, мы должны допустить, что триграммы — это двойные символы или, лучше сказать, что второй ряд получается из первого как его зеркальное отражение. Кстати, зеркальностью пронизана вся 64-частная и -25-частная спирали Дао. Следовательно, восьмичастная матрица триграмм "Перемен" будет выглядеть в виде двух зеркальных рядов триграмм — основного и производного. При этом статические триграммы прямого креста Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь в зеркальном отражении не преобразуются, а динамические триграммы диагонального креста Дуй-Чжэнь-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь преобразуются в свой зеркальный аналог. Дуй превращается в Сюнь и наоборот, Чжэнь превращается в Гэнь и наоборот (рис. 28)1.
Теперь развернем зеркальные отражения триграмм относительно центрального вакуумного элемента и прочертим в производном зеркальном отражении спиральную связь триграмм исходной матрицы Цянь-Дуй-Ли-Чжэнь-Вакуумныйэлемент-Сюнь-Кань-Гэнь-Кунь (рис. 29).1 Для удобства триграммы только называются, а их позиции отмечаются последовательностями кружков.
Рис. 28
Рис. 29
Кругоспиральной связи триграмм в зеркальном отражении уже не будет, она преобразуется в символ семилепестковой Розы на восьмой двойной ножке, в котором можно увидеть также летящего Феникса.
В соединения этого символа входят связи статических триграмм прямого креста и динамических триграмм диагонального креста (для удобства диагональный крест изображен в ПРЯМОЙ проекции) (рис. 30).
Рис.30 Связи статических триграмм в прямом кресте (а); связи динамических триграмм в диагональном кресте (в)
Развернем в зеркальные отражения относительно центрального элемента статические триграммы прямого креста и динамические триграммы диагонального креста символа летящего Феникса. В полученных структурах прочертим связки триграмм прямого креста, начиная от Цянь в последовательности Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь, и диагонального креста, начиная от Дуй в последовательности Дуй-Сюнь-Вакуумный элемент-Чжэнь-Гэнь, соблюдая правило противоположности инь и ян: если прямой крест триграмм принять за "мужской" и в нем соединение элементов из определенной точки начинается в одну сторону, то в диагональном "женском" оно начинается в другую. Средний элемент согласно космологической круговой развертке пятича-стных крестов системы у сын (например, средний элемент Земля в круговой связи Дерева-Огня-Земли-Металла-Воды) стоит третьем от начального. Вот почему триграмма Дуй диагонального креста связывается не с Чжэнь, а с Сюнь и далее через Вакуумный элемент с Чжэнь и затем с Гень (рис. 31)
Получается две пентазвезды: одна с непересекающимися сторонами, вторая — с пересекающимися. Теперь сложим все формы связей зеркальной развертки: пентазвезда с пересекающимися сторонами помещается в пентазвезду с непересекающимися сторонами и обе они помещаются в круг исходной матрицы (рис. 32).
Перед нами пентатриада, состоящая из окружности, разделенной на пять равных дуг, и две пентазвезды, а это есть не что иное, как графическая формула генетического кода культуры Дао.
Формула должна быть справедлива и в варианте со сменой направления связей триграмм в прямом и диагональном крестах. Для триграмм диагонального креста это будет последовательность Дуй-Чжень-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь, а для триграмм прямого креста - Цянь-Кань-Вакуумный элемент-Ли-Кунь (рис. 33)
Рис. 31.
Рис. 32.
Рис. 33.
При сложении форм этих связей тоже получаются две пентазвезды и в совокупности с матричной окружностью они образуют графическую формулу генетического кода культуры Дао.
Итак, при зеркальном удвоении генетической матрицы восьми триграмм с постановкой центрального элемента спиральная связь перестраивается в графическую формулу летящего Феникса (или семилепе-стковой Розы на двойной ножке), в которой при последующей зеркальной развертке проявляется формула пентатриады, идентичная графической формуле генетического кода 25-частной спирали культуры Дао. Следовательно, 64-частная и 25-частная спирали культуры Дао имеют один генетический код и согласуются одна с другой. Формулу летящего Феникса с полным правом можно назвать генетической формулой генетического кода 64-частной спирали "Перемен".
Решающее значение в определении этой формулы играет центральный вакуумный элемент. Если его убрать или не учитывать, то под покровом незримого скроется и формула генетического кода культуры Дао. А знать ее чрезвычайно важно, поскольку это алгоритм вселенско-космической гармонии и жизни, принцип гармонического согласования телесной, духовной и идеальной сущности вселенско-космического организма.
С включением девятого центрального элемента в матрицу "Перемен" спираль Дао должна быть 81 -частной, такой, как, например, 81 -частная генетическая слираль "Тай сюань цзин". Без девятого элемента спираль Дао получается 64-частной. Ее можно оценивать по-разному, можно даже из-за отсутствия центрального элемента назвать ущербной, но, однако, на микроуровне это все-таки наша ДНК, а на макроуровне — это вселенско-космическая культура такого великого древнего этноса, как китайцы. Сюда можно присовокупить и древних индийцев и греков, вспомнив четырехчастно-четырехчастные пады Брахмана и четырехча-стно-четырехчастные системы элементов у Гераклита и Эмпедокла, в структурах которых просматриваются восьмичастные генетические матрицы спиралей культур Ом и Логоса. При внимательном подходе, наверное, у всех древних народов обнаружится сходная культурологическая основа.
64-частная спираль культуры Дао много дает человеку. Культура Дао генетически завязалась и выросла на объемном пятичастно-пятичастном космопланетарном архетипе и породила бессмертный человеческий род. Однажды человек своим техническим производством нарушил вселен-ско-космическую гармонию, разбил свою природно-родовую семью, изгнал эмбрион цзы из центра. Планетарный космос отреагировал, он тоже вынужден был сделать свой центр пустым, перестроился (сложился) в горизонтальную пластину и опустошил центр генетической матрицы культуры Дао. Однако он оставил человеку жизнь. Пусть для индивида в его социально-историческом измерении уже не вечную, но все-таки жизнь.
Для генерации объемной вечной культуры Дао средствами усилий человека ему следует определить центральный эмбриональный символ матрицы спирали "Перемен". Казалось бы, это можно сделать через 25-частную спираль Дао, так как генетические коды у 25-частной и 64-частной спиралей идентичны: заплести Розу 64-частной спирали в пентазвезды 25-частной спирали и определить вакуумный элемент в телесной сущности физических элементов Дерева-Огня-Земли-Металла-Воды, в духовной сущности Дэ-Жэнь-И-Ли-Синь или в идеально-числовй сущности витков 2-4-6-8-10 и 1-3-5-7-9. Но это трудно осуществить, ген вакуумного символа для объемного космоса мы не узнаем, так как наш космос плоскостный и система триграмм в своем генетическом коде работает именно для нашего космоса. Но положение человека не безвыходно. Пофантазируем немного в русле того, что говорят о Дао древнекитайские тексты. Чтобы вакуумный символ проявил свою сущность, нужен эмбрион, который бы встал в центральную генетическую позицию культуры Дао. И этот величайший шанс человеку дает не просто система "Перемен", а сам космос. Тот, кто разрушил гармонию, должен ее и восстановить. Человек может сфокусировать на себе все телесно-духовно-идеальные потенции космоса и стать центральным эмбрионом культуры Дао (возможно, это обратным порядком отразится на планетарной структуре космоса и она станет объемной). Прецеденты таких попыток имели место в коллективной мантике и в философии мудрецов-цзы. Например, вот что говорит Лаоцзы о своем философском попадании в центр пустоты и какая картина генетического вращения космоса открывается перед ним:«Достиг предела пустоты,
Сохраняю спокойное постоянство (равновесие).
Тьма вещей бок о бок становится (творится),
А я созерцаю их вращение.
Вещей великое множество,
Но каждая возвращается к своему корню»
( [6 ], Чжан 16)Своим попаданием в вакуумный центр Лаоцзы восстанавливает горизонтально-вертикальный архетип культуры Дао и творит философию космоса по этому архетипу. А точнее, не Лаоцзы творит философию, а философски реставрированный мудрецом Лаоцзы космос рождает через него культуру Дао в виде ее философской ипостаси. В категориально-понятийном и образно-эстетическом выражении она принимает у Лаоцзы гармонический спирально-объемный вид и живет как самая настоящая философская мифология и миф. Из нашего плоскостного мира эта живая чудесная диалектика и генетика Дао не понятна нам и кажется запредельной, тайной, мистической. Мы видим и слышим какие-то ее отдельные линии и плоскости, но не видим и не слышим ее гармонического живого пульсирующего в ритмах инь и ян организма.
Статья взята из книги А.Е. Лукъянова "ДАО "Книги Перемен"" © 1993 г.
Авторские права на сайт
принадлежат А.Л. Геращенко © 2002- 2012 гг. |