Графическая формула генетического кода 8 триграмм системы Фу Си

СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД  ЕВРОПЕЙЦА

ДАО 
« КНИГИ ПЕРЕМЕН »

Статьи  взяты  из книги  А.Е. Лукъянова 
"ДАО "Книги Перемен""   © 1993 г.

Глоссарий    Литература

ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ ДАО «ПЕРЕМЕН»
ГЕОМЕТРИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ и ЧИСЛА
СИСТЕМА ВОСЬМИ СИМВОЛОВ  ФУ СИ 
СИСТЕМА ВОСЬМИ СИМВОЛОВ   ВЭНЬ ВАНА

"ШОГУА  ЧЖУАНЬ"
НЕКОТОРЫЕ  ИТОГИ

Оглавлению

ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА
ВОСЬМИ ТРИГРАММ СИСТЕМЫ "ФУ СИ"

      Спираль "Перемен" строится из сопряжения восьми триадических символов, а полная матрица "Перемен" между тем имеет девятичастную основу. На это указывают девятичастные идеально-числовые системы Хэ ту и Ло шу, то есть системы "Дракона" и "Черепахи", используя которые совершенно мудрые, по свидетельству "Сицы чжуань", создавали "Перемены" (Сицы. А, 11). Таким образом, в матрице "Перемен" не хватает девятого элемента и полная спираль "Перемен" должна быть не 64-частной, а 81-частной. Отсутствие девятого элемента чувствуется и в системах триграмм Фу Си и Вэнь Вана. Каждая триграмма занимает позицию определенной стороны света, они выстраиваются по замкнутой окружности, но вокруг чего? Что удерживает их статическое и динамическое равновесие? В центре нет никакого элемента, там остается пустота. В системе Фу Си четвертая и пятая триграммы Чжэнь и Сюнь связаны через центр, но опять же там они не имеют никакой генетической опоры. А ведь ясно, что центр играет основную роль в матричных основаниях "Перемен", и если его убрать, то рассыплется и вся система.
     Возьмем на себя смелость и проявим этот центральный элемент матрицы "Перемен", назвав его условно вакуумным. Он не имеет никакого символического графического, свето-теневого и словесно-понятийного обозначения. Если его и определять, то можно только назвать символом отрицания всех символов, в том числе и самого себя. Это «Великий Предел» "Перемен" во всей полноте его генетической развернутости и свернутости, навсегда ушедший в меонную пустоту в качестве всеобщей основы. Исключительно для оперирования с системой триграмм ему здесь задается символика инь-янской монады Дао.
     Центральный элемент сразу же делает девятичастную матрицу триграмм полной, а ее прямой и диагональный кресты обретают опору и вместе с центральным элементом создают две пятичастных последовательности:
          одну из статических элементов Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь
          и вторую из динамических элементов Дуй-Чжэнь-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь.
     Вакуумный элемент делает их сопоставимыми с горизонтально-вертикальной матрицей космопланетарного архетипа у син и с девятичастными матрицами 25-частной спирали Дао. Он добавляет системе триграмм еще одно свойство. Подобно тому, как это происходит в пятичастном кресте у син,  например, в пятичастном кресте физических элементов Дерева - Огня - Земли - Металла - Воды, центральный элемент в системе триграмм дает возможность распрямить спираль по кругу (рис. 25, 26).

Рис.25 Пятичастный крест физических элементов у син (а);
прямой и диагональные пятичастные кресты системы триграмм (б)

Рис. 26 Круговая связь физических элементов пяти-частного креста у син (а);
круговая связь триграмм прямого и диагонального пяти-частных крестов
в системе триграмм (б)

     Кроме того, через вакуумный элемент осуществляется скрещивание триграмм разряда ян и разряда инь. Он переставляет местами старшего сына Чжэнь и старшую дочь Сюнь и таким образом скрещивает янские и иньские поколения, что мы и наблюдаем в системе Фу Си. Если старшую дочь Сюнь поставить на соответствующую ей позицию под четвертым номером, а старшего сына Чжэнь под пятым, то получится два стройных нескрещивающихся ряда четырех триграмм ян и четырех триграмм инь. Генетический завиток при этом исчезает, центральный элемент становится свободным и восемь триграмм стоят (или движутся) по кругу в бесстрастном состоянии (рис. 27).

Рис. 27

      Как только траектории Сюнь и Чжэнь перекрещиваются, центральный элемент замыкает всю последовательность в спираль. Старший сын Чжэнь, переходя на место старшей дочери Сюнь, рассекает связь Отца Цянь с мужскими поколениями среднего сына Кань и младшего Гэнь. Чтобы восстановить порядок поколений, Цянь вынужден отправиться к Чжэнь в противоположную сторону и соединяется на этом пути с младшей дочерью Дуй, средней Ли и встречается с Чжэнь. Далее он проходит через центр к старшей дочери Сюнь и только тогда восстанавливает связь с Кань и Гэнь и приходит в конце к Матери Кунь. Весь его путь есть не что иное, как спираль системы триграмм. Аналогичный путь, но в обратном направлении, проделывает Мать Кунь, отсекаемая от ряда своих женских поколений старшим сыном Чжэнь. Таким образом в двойной спирали инь-ян и осуществляется всеобщее перекрещивание триграмм.
      Мы уже заметили, что 64-частная спираль "Перемен" строится из восьми триграмм. Но вот как это делается? В "Сицы чжуань" говорится об удвоении трех исходных вертикальных уровней Дао Неба, Человека и Земли и получении шести уровней, то есть гексаграммы. Правда, здесь говорится не столько о построении спирали, сколько о космологической сущности гексаграмм. Согласно философской комментаторской литературе и научным исследованиям об "И цзин" спираль гексаграмм получается путем соединения каждой триграммы с самой собой и всеми остальными. Схематически это выглядит так: берется ряд восьми гексаграмм в последовательности системы Фу Си и располагается на плоскости горизонтально. Затем берется аналогичный ряд и располагается вертикально. Триграммы того и другого рядов сопрягаются и получается квадратное поле гексаграмм. Триграммы горизонтального ряда занимают верхние позиции, триграммы вертикального — нижние позиции. Это земной квадрат 64 гексаграмм из системы «Фу Си люшисы гуа фанвэй» — «Пространственное расположение 64 символов-гексаграмм по Фу Си». Небесный круг 64 гексаграмм построен иначе (см.ниже). Но нас сейчас интересует другое — откуда при построениях спирали 64-х гексаграмм берется второй ряд триграмм, ведь в матрице их всего восемь? Причем второй ряд приводится как механическое повторение первого.

     Чтобы обосновать появление второго матричного ряда триграмм, мы должны допустить, что триграммы — это двойные символы или, лучше сказать, что второй ряд получается из первого как его зеркальное отражение. Кстати, зеркальностью пронизана вся 64-частная и -25-частная спирали Дао. Следовательно, восьмичастная матрица триграмм "Перемен" будет выглядеть в виде двух зеркальных рядов триграмм — основного и производного. При этом статические триграммы прямого креста Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь в зеркальном отражении не преобразуются, а динамические триграммы диагонального креста Дуй-Чжэнь-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь преобразуются в свой зеркальный аналог. Дуй превращается в Сюнь и наоборот, Чжэнь превращается в Гэнь и наоборот (рис. 28)1.
    
Теперь развернем зеркальные отражения триграмм относительно центрального вакуумного элемента и прочертим в производном зеркальном отражении спиральную связь триграмм исходной матрицы Цянь-Дуй-Ли-Чжэнь-Вакуумныйэлемент-Сюнь-Кань-Гэнь-Кунь (рис. 29).

1 Для удобства триграммы только называются, а их позиции отмечаются последовательностями кружков.

 

Рис. 28

Рис. 29

     Кругоспиральной связи триграмм в зеркальном отражении уже не   будет, она преобразуется в символ семилепестковой Розы на восьмой двойной ножке, в котором можно увидеть также летящего Феникса.
     В соединения этого символа входят связи статических триграмм прямого креста и динамических триграмм диагонального креста (для удобства диагональный крест изображен в ПРЯМОЙ проекции) (рис. 30).

 

Рис.30 Связи статических триграмм в прямом кресте (а); связи динамических триграмм в диагональном кресте (в)

     Развернем в зеркальные отражения относительно центрального элемента статические триграммы прямого креста и динамические триграммы диагонального креста символа летящего Феникса. В полученных структурах прочертим связки триграмм прямого креста, начиная от Цянь в последовательности Цянь-Ли-Вакуумный элемент-Кань-Кунь, и диагонального креста, начиная от Дуй в последовательности Дуй-Сюнь-Вакуумный элемент-Чжэнь-Гэнь, соблюдая правило противоположности инь и ян: если прямой крест триграмм принять за "мужской" и в нем соединение элементов из определенной точки начинается в одну сторону, то в диагональном "женском" оно начинается в другую. Средний элемент согласно космологической круговой развертке пятича-стных крестов системы у сын (например, средний элемент Земля в круговой связи Дерева-Огня-Земли-Металла-Воды) стоит третьем от начального. Вот почему триграмма Дуй диагонального креста связывается не с Чжэнь, а с Сюнь и далее через Вакуумный элемент с Чжэнь и затем  с Гень (рис. 31)
     Получается две пентазвезды: одна с непересекающимися сторонами, вторая — с пересекающимися. Теперь сложим все формы связей зеркальной развертки: пентазвезда с пересекающимися сторонами помещается в пентазвезду с непересекающимися сторонами и обе они помещаются в круг исходной матрицы (рис. 32).
     Перед нами пентатриада, состоящая из окружности, разделенной на пять равных дуг, и две пентазвезды, а это есть не что иное, как графическая формула генетического кода культуры Дао.
     Формула должна быть справедлива и в варианте со сменой направления связей триграмм в прямом и диагональном крестах. Для триграмм диагонального креста это будет последовательность Дуй-Чжень-Вакуумный элемент-Сюнь-Гэнь, а для триграмм прямого креста - Цянь-Кань-Вакуумный элемент-Ли-Кунь (рис. 33)

  Рис. 31.

Рис. 32.

Рис. 33.

     При сложении форм этих связей тоже получаются две пентазвезды и в совокупности с матричной окружностью они образуют графическую формулу генетического кода культуры Дао.
     Итак, при зеркальном удвоении генетической матрицы восьми триграмм с постановкой центрального элемента спиральная связь перестраивается в графическую формулу летящего Феникса (или семилепе-стковой Розы на двойной ножке), в которой при последующей зеркальной развертке проявляется формула пентатриады, идентичная графической формуле генетического кода 25-частной спирали культуры Дао. Следовательно, 64-частная и 25-частная спирали культуры Дао имеют один генетический код и согласуются одна с другой. Формулу летящего Феникса с полным правом можно назвать генетической формулой генетического кода 64-частной спирали "Перемен".
Решающее значение в определении этой формулы играет центральный вакуумный элемент. Если его убрать или не учитывать, то под покровом незримого скроется и формула генетического кода культуры Дао. А знать ее чрезвычайно важно, поскольку это алгоритм вселенско-космической гармонии и жизни, принцип гармонического согласования телесной, духовной и идеальной сущности вселенско-космического организма.
     С включением девятого центрального элемента в матрицу "Перемен" спираль Дао должна быть 81 -частной, такой, как, например, 81 -частная генетическая слираль "Тай сюань цзин". Без девятого элемента спираль Дао получается 64-частной. Ее можно оценивать по-разному, можно даже из-за отсутствия центрального элемента назвать ущербной, но, однако, на микроуровне это все-таки наша ДНК, а на макроуровне — это вселенско-космическая культура такого великого древнего этноса, как китайцы. Сюда можно присовокупить и древних индийцев и греков, вспомнив четырехчастно-четырехчастные пады Брахмана и четырехча-стно-четырехчастные системы элементов у Гераклита и Эмпедокла, в структурах которых просматриваются восьмичастные генетические матрицы спиралей культур Ом и Логоса. При внимательном подходе, наверное, у всех древних народов обнаружится сходная культурологическая основа.
64-частная спираль культуры Дао много дает человеку. Культура Дао генетически завязалась и выросла на объемном пятичастно-пятичастном космопланетарном архетипе и породила бессмертный человеческий род. Однажды человек своим техническим производством нарушил вселен-ско-космическую гармонию, разбил свою природно-родовую семью, изгнал эмбрион цзы из центра. Планетарный космос отреагировал, он тоже вынужден был сделать свой центр пустым, перестроился (сложился) в горизонтальную пластину и опустошил центр генетической матрицы культуры Дао. Однако он оставил человеку жизнь. Пусть для индивида в его социально-историческом измерении уже не вечную, но все-таки жизнь.
     Для генерации объемной вечной культуры Дао средствами усилий человека ему следует определить центральный эмбриональный символ матрицы спирали "Перемен". Казалось бы, это можно сделать через 25-частную спираль Дао, так как генетические коды у 25-частной и 64-частной спиралей идентичны: заплести Розу 64-частной спирали в пентазвезды 25-частной спирали и определить вакуумный элемент в телесной сущности физических элементов Дерева-Огня-Земли-Металла-Воды, в духовной сущности Дэ-Жэнь-И-Ли-Синь или в идеально-числовй сущности витков 2-4-6-8-10 и 1-3-5-7-9. Но это трудно осуществить, ген вакуумного символа для объемного космоса мы не узнаем, так как наш космос плоскостный и система триграмм в своем генетическом коде работает именно для нашего космоса. Но положение человека не безвыходно. Пофантазируем немного в русле того, что говорят о Дао древнекитайские тексты. Чтобы вакуумный символ проявил свою сущность, нужен эмбрион, который бы встал в центральную генетическую позицию культуры Дао. И этот величайший шанс человеку дает не просто система "Перемен", а сам космос. Тот, кто разрушил гармонию, должен ее и восстановить. Человек может сфокусировать на себе все телесно-духовно-идеальные потенции космоса и стать центральным эмбрионом культуры Дао (возможно, это обратным порядком отразится на планетарной структуре космоса и она станет объемной). Прецеденты таких попыток имели место в коллективной мантике и в философии мудрецов-цзы. Например, вот что говорит Лаоцзы о своем философском попадании в центр пустоты и какая картина генетического вращения космоса открывается перед ним:

«Достиг предела пустоты,
Сохраняю спокойное постоянство (равновесие).
Тьма вещей бок о бок становится (творится),
А я созерцаю их вращение.
Вещей великое множество,
Но каждая возвращается к своему корню»

   
( [6 ], Чжан 16)

     Своим попаданием в вакуумный центр Лаоцзы восстанавливает горизонтально-вертикальный архетип культуры Дао и творит философию космоса по этому архетипу. А точнее, не Лаоцзы творит философию, а философски реставрированный мудрецом Лаоцзы космос рождает через него культуру Дао в виде ее философской ипостаси. В категориально-понятийном и образно-эстетическом выражении она принимает у Лаоцзы гармонический спирально-объемный вид и живет как самая настоящая философская мифология и миф. Из нашего плоскостного мира эта живая чудесная диалектика и генетика Дао не понятна нам и кажется запредельной, тайной, мистической. Мы видим и слышим какие-то ее отдельные линии и плоскости, но не видим и не слышим ее гармонического живого пульсирующего в ритмах инь и ян организма.

64-частную спиральную культуру Дао, не имеющую в восьмичастной матрице центрального элемента,
можно назвать переходным типом культуры Дао на пути к полной 81 - частной культуре.

Статья  взята  из книги  А.Е. Лукъянова  "ДАО "Книги Перемен""   © 1993 г.

Авторские права  на сайт принадлежат   А.Л. Геращенко  © 2002- 2012 гг.
При использовании  данной работы, ссылка на сайт автора и  первоисточники обязательна.

Возврат к оглавлению