СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД ЕВРОПЕЙЦА |
|
ДАО Статьи взяты
из книги А.Е. Лукъянова |
ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ ДАО «ПЕРЕМЕН»
|
"Шогуа чжуань"
Чжан 1
В древности совершенномудрые люди создавали Перемены,
Достигли сокровенно-глубокого видения в духовной просветленности и породили Тысячелистник. (1)
(Обозначили) троицей Небо, двоицей Землю и повели счисление.
Созерцали метаморфозы в инь-ян и установили символы (триграмм и гексаграмм).
Обнаружили колебания в твердом и мягком и породили черты.
Согласовали последовательность в Дао-Дэ и принципы упорядоченности в И (Справедливости),
Исчерпали принципы упорядоченности (И (Справедливости)),
Исчерпали природу-син, чтобы Дойти до судьбы-мин.Чжан 2
В древности совершенномудрые люди создавали Перемены,
Стремились согласовать принципы упорядоченности Природы-син и Судьбы-мин.
Для этого (они) установили Дао Неба, назвали Инь и Ян,
Установили Дао Земли, назвали мягкой и твердым (2),
Установили Дао Человека, назвали Жэнь (Взаимностью) и И (Справедливостью).
Взяли вместе эти три исходных (Дао) и удвоили их,
Поэтому в Переменах из шести черт составляются символы (гексаграммы).
Часть (из них) инь, часть (из них) ян .
Чередование передается мягкой и твердой (чертами),
Поэтому в Переменах шесть позиций составляют знак.Чжан 3
Небо и Земля определяются по позициям,
Гора и Водоем сочетаются ци (семенем-энергией),
Гром и Ветер друг к другу прилегают,
Вода и Огонь друг друга не пронзают.
Восемь триграмм друг с другом скрещиваются.
Высчитанное прошлое сопутствует (благоприятствует),
Познанное будущее движется навстречу (противится),
Поэтому Перемены - обратные числа (3).Чжан 4
Гром движет их (4),
Ветер рассеивает их,
Дождь увлажняет их,
Солнце согревает их,
Гора ставит (останавливает) их,
Водоем высказывает (радует?) их (5),
Небо возглавляет их,
Земля сохраняет их.Чжан 5
Первопредки рождаются из Грома,
Упорядочиваются на Ветре,
Друг с другом встречаются в Огне,
Отрабатывают должное (службы) на Земле,
Ведут речи в Водоеме (6) ,
Сражаются на Небе,
Истощаются в Воде,
Превращаются в слово-янь на Горе.
Тьма вещей рождается из Грома,
Гром - Восточный квадрат.
(Вещи) упорядочиваются на Ветре,
Ветер - Юго-Восток.
Упорядочение говорит о нормативной упорядоченности тьмы вещей.
Огонь - свет (просветленность),
Вся тьма вещей (здесь) друг с другом встречается.
Это триграмма квадрата Юга.
Совершенномудрый человек становится лицом на Юг
и слушает Поднебесную,
Обращается к свету и управляет,
Как будто берет все это отсюда (из триграммы Ли (Огня)).
Кунь-Земля, вся тьма вещей находит пропитание в ней.
Поэтому говорится: "(Первопредки) отрабатывают должное
(службы) на Кунь (Земле)".
Дуй (Водоем) - (по времени) точно осень.
Это то место, где объясняется (беседует) тьма вещей.
Поэтому говорится: "(Первопредки) ведут речи в Дуй (Водоеме)".
"(Первопредки) сражаются на Цянь (Небе)".
Цянь (Небо) - триграмма Северо-Запада,
Гласит о взаимослиянии инь и ян.
Кань - Вода, триграмма Северного квадрата, триграмма истощения.
Это то место, куда возвращается тьма вещей,
Поэтому говорится: "(Первопредки) истощаются в Кань (Воде)".
Гэнь (Гора) - триграмма Северо-Востока,
То, что образует конец, и то, что образует начало тьмы вещей.
Поэтому говорится: "(Первопредки) превращаются в слово-янь" (7)Чжан 6
Дух, делая чудом тьму вещей, превращается в слово-янь (становится словом вэй янь) (8).
Из того, что движет тьму вещей, Нет ничего более резкого, чем Гром.
Из того, что развеивает тьму вещей, Нет ничего более быстрого, чем Ветер.
Из того, что сушит тьму вещей, Нет ничего более жаркого, чем Огонь.
Из того, что высказывает тьму вещей, Нет ничего более говорящего, чем Водоем.
Из того, что увлажняет тьму вещей, Нет ничего более мокрого, чем Вода.
Из того, что есть конец тьмы вещей и что есть начало тьмы вещей,
Нет ничего более полного, чем Гора.
Итак: Вода и Огонь друг друга схватывают,
Гром и Ветер друг другу не противятся,
Гора и Водоем сочетаются ци (семенем-энергией).
После всего этого могут происходить метаморфозы и изменения и вершиться тьма вещей.Чжан 7
Цянь (Небо) -твердость.
Кунь (Земля) - мягкость,
Чжэнь (Гром) -движение,
Сюнь (Ветер) - вход (введение),
Кань ( Вода) - погружение (падение),
Ли (Огонь)-упор (сочетание),
Гэнь (Гора) -остановка,
Дуй (Водоем)-радость.Чжан 8
Цянь (Небо) - конь,
Кунь (Земля) - корова,
Чжэнь (Гром)-дракон,
Сюнь (Ветер) - курица,
Кань (Вода)-свинья,
Ли (Огонь) - фазан,
Гэнь (Гора) - собака,
Дуй (Водоем) - овца.Чжан 9
Цянь (Небо) - голова,
Кунь (Земля) - живот,
Чжэнь(Гром)-ступни,
Сюнь (Ветер) - бедра,
Кань (Вода) - уши,
Ли (Огонь) - глаза,
Гэнь (Гора) - руки,
Дуй (Водоем) - рот.Чжан 10
Цянь - Небо, поэтому называется отцом,
Кунь - Земля, поэтому называется матерью,
Чжэнь (Гром) - первой чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Чжэнь) старшим сыном,
Сюнь (Ветер) - первой чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Сюнь) старшей дочерью.
Кань (Вода) - второй чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Кань) средним сыном.
Ли (Огонь) - второй чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Ли) средней дочерью.
Гэнь (Гора) - третьей чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Гэнь) младшим сыном.
Дуй (Водоем) - третьей чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Дуй) младшей дочерью.Чжан II
Цянь - Небо, окружность (круг), правитель, отец, яшма, металл, холод (зима), лед, великий новорожденный, добрый конь, старый конь, изможденный конь, поверженный конь, плод дерева.
Кунь - Земля, мать, холстина, котел (для варки пищи), запасливость (скупость), распределяющая поровну (пищу), дитя-мать-корова, великая колесница, узор (вэнь), множество, черенок (кормило власти, основа), в земле она - темное (черное).
Чжэнь - Гром, дракон, черное и желтое, (небесное и земное), достаток (разграничитель), великая дорога, старший сын, пробивная стремительность, молодой бамбук, густорастущий камыш; в коне он - приветливое ржание, белая левая задняя нога, прочность в ногах, белая звездочка на лбу; он как хлебодарь - возрождатель жизни, а в целом он неутомимость и обильно родящий (урожай).
Сюнь - Дерево, ветер, старшая дочь, сучительница нитей, мастерица, простота (белизна), главенство, высокорослость (верховность), приход и уход, бесплодие, негодность (дурность); в человеке она -прическа вдовы, высокий лоб, большое косоглазие; (в торговле) приносит большой доход, а в целом она триграмма волнения (тревоги).
Кань - Вода, водный канал, скрытость, прямизна (тетивы) и кривизна (дуги), дуга лука; в человеке он - нахлынувшая печаль, сердечная боль, ушная боль; это триграмма крови (кровного родства), красный цвет (новорожденный); в коне он - прекрасный хребет, быстрое сердце (вспыльчивый норов), опущенная голова, слабые ноги, дряхлость; среди людей он - многие бедствия, цикл, месяц, разбойник; в дереве он- крепкие многие сердцевины.
Ли - Огонь, солнце, молния, средняя дочь, латы и шлем, копье и меч; она в человеке - большой живот; это триграмма сухости; съедобная черепаха, краб, раковина, жемчужная устрица, черепаховый щит; в дереве она - засохшие верхние побеги.
Гэнь - Гора, тропа, маленький камень, дворцовые ворота, плоды (деревьев) и плоды диких трав, страж ворот, пальцы, собака, крыса, разновидность черного клюва; в дереве он - крепкие многие звенья (коленца).
Дуй - Водоем, младшая дочь, шаманка (знахарка), язык рта (яблоко раздора), разорванное и вылитое; она в земле - твердый соленый водоем, наложница, овца.
Примечания
1 "Породили тысячелистник" - создали счисление по стеблям тысячелистника.
2 "Мягкая и твердый" - инь и ян, в графике символов триграмм и гексаграмм прерванная и целая черты.
3 "Обратные числа" - ряд двузначных чисел, образованный через произведение чисел от единицы до девяти на девять; первые числа в двузначных числах дают возрастающую, вторые - убывающую последовательности при чтении ряда двузначных чисел с одной и другой стороны (см. с. 120-126 данной книги).
4 Каждая триграмма в качестве физической стихии выполняет свою определенную функцию относительно остальных триграмм.
5 функция триграммы Дуй (Водоем) передается через иероглиф шо. Комментарий дает его в значении юэ - "радоваться", "веселиться". Такой трактовке ничего не мешает: триграмма Дуй - это "младшая дочь", "девственница", которая при соитии с другими триграммами приносит им "радость", "наслаждение", "удовлетворение". Однако у иероглифа доесть основное, и притом первое, значение "говорить". При таком значении шо функцией триграммы Дуй будет "говорение". Это подтверждает и следующий чжан трактата. В чжане 5 (см. прим. 6) говорится о том, что первопредки, проходя генетическую цепь спирали триграмм, в звене триграммы Дуй наследуют функцию шо. Только выражена она не одним, а двумя иероглифами шо янь, буквально означающими "говорить слова", "говорить речь". Здесь уже весьма трудно или даже совсем невозможно истолковать шо янь как "радость". Автор "Шо гуа чжуань" в данном месте текста свободно мог поставить один иероглиф шо, нисколько не нарушая при этом симметрии текстового параллелизма, так как функции других триграмм обозначаются здесь и одним, и двумя иероглифами. Однако он этого не сделал и поставил два иероглифа шоянь. Сопоставление двух обозначений одной функции ("о и шоянь позволяет сделать заключение о том, что функцией триграммы Дуй является не "приношение радости", а "говорение слов". Это более соответствует и названию самого текста "Шо гуа чжуань", где первым иероглифом стоит именно иероглиф шо, которому никто из комментаторов и исследователей не придает значения "радости". Кстати, интерес представляет графика иероглифа шо и построение с ним рассматриваемой нами фразы из чжана 5: "Шо янь ху дуй". В транскрипции этого не видно, а в графике иероглифа шо в левой части стоит иероглиф янь "слово", в правой - иероглиф дуй, именующий триграмму Дуй (Водоем). То есть, иероглиф шо в этой фразе раскладывается на два иероглифа янь и дуй, между которыми поставлен предлог ху "в"; янь прилегает к начальному шо (шо янь), а дуй после предлога ху называет триграмму Дуй. Таким образом вся фраза (кроме предлога) построена всего из одного иероглифа шо. Вначале он ставит себя самого полностью, затем делит свою графику на два иероглифа и обозначает функцию янь "речение" и субъекта этой функции дуй - триграмму Дуй.
Иная, по сравнению с утвердившейся, трактовка функции триграммы Дуй вызывает переориентацию исследовательского внимания с генетики чувства радости на философскую генетику слова. Не одно и то же сказать, что триграмма Дуй "радует" или "говорит слова". В другом месте и другом отношении это может быть не имело бы столь серьезного значения, но здесь дело касается генетики Дао. Если функцию триграммы Дуй шо (шо янь) понимать в значении "радости", то и всю генерацию культуры Дао с этой стороны надо оценивать по содержанию кода "радости" и прослеживать "радость" по всей спирали 64-х гексаграмм. А если ее брать в значении "говорения", темы здесь будем видеть генетику слова и можем построить на этот счет целую концепцию происхождения философского слова в системе "Перемен". Этому способствует еще два важных положения.
В чжане 5 при перечислении функций первопредков в звене триграммы Гэнь (Горы), заключающей спираль восьми триграмм, говорится, что первопредки "превращаются в речь" чэн янь (см. прим.7). Словарное значение чэн янь "условиться", "договориться" едва ли сюда подойдет. Функцию чэн янь в звене триграммы Гэнь вслед за первопредками повторяют и вещи. Здесь отчетливо видна их полная генетическая дистанция: "Гэнь (Гора) - то, что образует конец, и то, что образует начало тьмы вещей" (см. прим. 7). Из сказанного следует, во-первых, что в звене триграммы Гэнь первопредки-боги и вещи превращаются в слово-янь. Во-вторых, слово-янь включает в себя весь генетический цикл первопредков и вещей от начала до конца: они рождаются из триграммы Чэнь (Грома), последовательно проходят всю генетическую спираль восьми триграмм и в звене триграммы Гэнь превращается в слово-янь. Оно суммирует в себе всю их генетическую мощь. Вот что такое слово-янь в системе "Перемен". Но и это еще не все.
Содержать в себе весь генетический цикл первопредков и вещей, куда входит и человек, значит быть ипостасью этого цикла и таить в себе все его телесные, духовные и идеальные потенции. А это и есть самое настоящее, осуществляющееся в действительности, чудо. Говорение словами-янь согласно генетическому алгоритму восьми триграмм выливается в процесс рождения живых символов-ипостасей культуры Дао. Об этом же говорит и следующая за приведенной фраза, которая стоит в чжане 6 и которую мы уже проанализировали ранее: "Дух, делая чудом тьму вещей, превращается в слово-янь (становится словом вэй янь" (см.. прим. 8). Здесь в слово-янь заключается духовная генетическая ипостась генетического цикла вещей.
Таким образом, название трактата "Шогуа чжуань" по сущности шо "говорить", функция шо "говорить" триграммы Дуй, функцияшо янь "говорить слова" первопредков и вещей в звене триграммы Дуй, функция чэн янь "превращаться в слова" первопредков и вещей в звене триграммы Гэнь, функция вэй янь "превращаться в слово" ("стать словом") духа-шэнь, стоящего в спирали гексаграмм на месте триграмм Цянь (Небо) и Кунь (Земля) (см. прим. 8), дают основание концептуальной разработки философской генетики слова в системе "Перемен".6 См. прим. 5 .
8 См. прим. 5. В данном чжане при перечислении триграмм и их функций дух-шэнь замещает две триграммы Цянь (Небо) и Кунь (Землю) , на что обращают внимание и современные комментаторы.
(Перевод и коментарии данного произведения взяты из книги А.Е. Лукъянова "ДАО "Книги Перемен"" © 1993 г.)
Авторские права на сайт принадлежат А.Л. Геращенко © 2002- 2012 гг.
При использовании данной работы, ссылка на сайт автора и первоисточники обязательна.