ИНЬ-ЯН и ТАЙ ЦЗИ

СИМВОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - ВЗГЛЯД  ЕВРОПЕЙЦА

ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

" День сменяет Ночь,
А Ночь сменяет Новый День,
Но каждое Утро встает Солнце,
И если Ты видишь Его,
То Оно восходит и для Тебя ..."
  

Глоссарий     Литература

Пять первоэлементов  или  "У СИН"
Восемь триграмм  или  "БА ГУА"
Введение в "Книгу Перемен" или  "И ЦЗИН"
Философия  "ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ"
"ТАЙ-ЦЗИ  ЦИГУН"

  Возврат к оглавлению

"ИНЬ-ЯН" и "ТАЙ-ЦЗИ"

     Безграничную пустоту, существовавшую до сотворения мира, из которой образовалась Вселенная, древнекитайские философы называли У Цзи или предельное "ничто". Сказано, что до творения нет ничего, но в то же время что-то, безусловно есть. Мы не знаем ни что это такое, ни откуда это "что-то" берется, но оно определенно есть. Это "что-то" не может быть объяснено рационально; его существование только предполагается, как существование какого-то объекта, смутно вырисовывающегося в густом тумане. Древнекитайские философы описывали это как "наличие отсутствия" или "невещественную вещь" (уу чжи у). Можно сказать, что оно имеет форму, но бесформенно, имеет плотность и неосязаемо. Это беспорядочная неопределенность. Вы стоите перед ним, но у него нет переда. Вы идете сзади него, но у него нет задней стороны. Это явление не вещности - источник движения и неподвижности. Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника. Лао Цзы называл его "Дао", И Цзин называет его "Тай Цзи", а Ван Цзунъ юэ, живший в династию Цин, в своей "Теории Тайцзи-цюаня" объяснял:

     "Тай Цзи родилось от У Цзи, или предельного "Ничто". Это источник динамичных и статичных состояний, Мать Инь и Отц Ян.
      Если Они движутся, - Они разделяются. Если Они неподвижны - Они сочетаются".

      Говоря в общем, концепции У Цзи и Тай Цзи описывают не только аспекты творения Вселенной, но также состояния взаимоотношений между людьми, между объектами или между людьми и объектами. Например, комната, пока в нее не вошли люди, находится в состоянии У Цзи. Когда входят люди, они вносят движение и начинается Тай Цзи. Тай Цзи, таким образом, есть источник Инь и Ян. Взаимоотношения человека и пианино, пока человек не собирается играть - это У Цзи. Но когда человек начинает играть или даже просто намеревается это делать, отношения становятся Тай Цзи. Итак, У Цзи существует до того, как что-то случается. Но даже намерение действовать вырастает из У Цзи.
     Когда что-то возникает из У Цзи, исходное "ничто"состояние прекращает свое существование. В этой точке начинается состояние Тай Цзи. Дальше в ситуации появляются два аспекта. Пустота У Цзи - это Инь, а нечто, происходящее из У Цзи - это Ян. Иными словами, Инь и Ян - это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое. Хотя они противоположны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Например, нет дня без ночи и ночи без дня. День - Ян, ночь - Инь, Противоположности существуют, и они неразделимы, как две стороны монеты. Другой пример взаимного дополнения небо и земля. Небо - Ян, земля - Инь У людей мужчина - Ян, а женщина - Инь
     Характеристики Ян - тепло, движение, центробежная сила, в то время как холод, неподвижность и центростремительная сила характерна для Инь. Идею Инь и Ян иллюстрируют различные состояния движения объекта. Начало движения - это рождение Ян, а конец движения - рождение Инь. Начало покоя - рождение мягкости, а конец покоя - рождение жесткости. Перемены Инь и Ян можно сравнить с разными формами воды. В точке кипения вода становится паром и обладает огромной мощью. Это - Ян. В точке замерзания вода становится льдом и переходит в неподвижное, но не менее мощное состояние. Это - Инь.
     В хорошем состоянии человек полон энергии. Он обладает устойчивым рассудком, теплом в конечностях, активным, желающим и деятельным духом. В этой точке функция Ян достигла пика, перед человеком раскрываются прекрасные возможности. Он подобен реке, которая разлилась до краев своего ложа. Дальше ей остается только выйти из берегов. На противоположном конце этой шкалы - человек, которому недостает энергии. Его рассудок нездоров, конечности холодны, его движения и настроения неуравновешенны, а его отношение к жизни пессимистично. Функция Инь - в высшей точке, а Ян - в низшей. В этом состоянии человеку следует "залечь" и переждать. Любая попытка продвижения вперед будет кончаться только провалом. Это отступление не навсегда и не должно вызывать негативного отношения. Отступая по пути, указанному Инь, можно культивировать позитивное начало.
     Столкнувшись с незначительной неудачей, некоторые люди начинают сетовать на невезение, плохую судьбу и т.п. Они чувствуют растерянность и замешательство, потому что не понимают процессов Инь-Ян. Если сейчас светит солнце, то будет и дождь. После дождя снова будет солнечно.
     Теория Инь-Ян имеет множество прямых применений в Тайцзи-цюане. Например, практика "Толкающих Рук"  учит расслабляться для защиты и передвигаться на лучшую позицию, но никогда не уступать своего места и не отступать. Подобно тому, как дерево осенью сбрасывает листья, чтобы весной отрастить новые, так и человек должен использовать свойства Инь, чтобы дойти до критической точки и повернуть вновь к прогрессу. Когда вы достигнете, пика Инь, то обнаружите начало Ян и получите возможность сопротивляться неприятностям.
     До сих пор мы объясняли теорию взаимодействия Инь-Ян на примерах из поведения человека и явлений природы, но можно объяснить ее и графическим методом, который называется "фу ситай цзи ту" ("Диаграмма Тай Цзи, созданная Фу Си", см. рис. 21 а).

Рис. 21 а.

     Говоря о Диаграмме Тай Цзи, надо отметить следующее:

1. Разделяющая Инь и Ян линия диаграммы изогнута и никогда не бывает прямой.

Если бы она была прямой, это означало бы, что Тай Цзи находится в неподвижном состоянии. Изогнутая линия показывает, что Тай Цзи находится во вращательном движении. Степень изогнутости зависит от скорости движения. Это явление можно продемонстрировать двумя способами.

     Способ первый. Разделите, крут на восемь секторов, проведя четыре диаметра. Половину круга закрасьте черным, половину -белым. Поскольку диаметры - прямые линии, круг выглядит неподвижным. Но замените прямые диаметры на 5-образные кривые, проходящие через центр - и кажется, что круг начал поворачиваться. Чем круче изгибы, тем больше кажущаяся скорость вращения (см. рис. 21 b).

Покой          Медленно         Движение        Быстро
  (не медленно и  не быстро)

    См. рис. 21 b

     Способ второй. Черная и белая краски налиты в мелкую кастрюлю так, что каждый цвет занимает только полкастрюли. Если вращать кастрюлю, то разделительная линия между красками будет изгибаться. Чем быстрее вращение, тем круче будет изгиб. В конце концов, в центре появится небольшой круг (воронка). Рис.21 с изображает эти изменения.

     Итак, по этим примерам вы можете судить о том, что Тай Цзи - это не только круглая неподвижная фигура, но также движущийся вращательно объект. В этом вращении имеют значение скорость и направление (по часовой стрелке или против) движения. Можно наблюдать, что в Диаграмме Тай Цзи представлено круговое движение самых разных объектов - от водоворотов до спиральных галактик
     Продолжительная практика Тайцзи-цюаня позволяет мастеру вырабатывать быструю внутреннюю энергию, называемую Цзинь Шелкового кокона, или Чаньсы цзинь. Теория и практика Цзинь Шелкового кокона будет рассматриваться далее, в главе 3.Подобно тому как вращающееся колесо отбрасывает в сторону предметы, входящие с ним в соприкосновение, специалист; по Тай Цзи отбрасывает противников по касательным линиям. Настоящий мастер может проявить огромную мощь, даже оставаясь неподвижным Когда другие только касаются его тела, они отлетают на несколько футов.

     2. Равновеликие черная и белая фигуры в Диаграмме Тай Цзи представляют собой соответственно Инь и Ян.

     Поскольку они напоминают по форме рыб, то эту Диаграмму иногда называют "Рыбы Инь-Ян" (инь ян шуан юй). Они непрерывно движутся и меняются, взаимно усиливаются и сдерживаются и поддерживают свой непрерывный баланс и гармонию.

ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ (ИНЬ)

    Покой            Медленно         Быстро    Очень быстро

ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ (ЯН)

Рис. 21 c.

     Как западная атлетика, так и китайский бокс основной целью ставят укрепление мускулатуры. Молодые люди с большими, сильными мускулами выглядят очень здоровыми, но, достигнув средних лет, они могут делать уже весьма ограниченное количество упражнений. Потом мышцы замещаются жировой тканью, и человек становится все слабее и слабее. Много лет назад для людей было важно иметь большие сильные мускулы, чтобы делать тяжелую работу. Но в наши времена такая необходимость постепенно исчезает с появлением все новых машин, делающих эту работу.
     Поскольку во внешней части человеческого тела доминирует Ян, а во внутренних органах - Инь, переразвитые мышцы тела вызывают нарушение баланса. Внутренние органы, такие, как сердце и почки, вынуждены производить лишнюю работу и постепенно ослабляются. Доминирующий Ян заставляет Инь отступать. Сильный Ян, слабая Инь, как называется такое состояние - это нарушение нормы. Сильная Инь, слабый Ян - тоже нарушение нормы. Единственным нормальным и желательным состоянием является равновесие Инь и Ян (см. рис. 2-1d).

Равновесие Инь-Ян     Сильный Ян      Сильная Инь
       (норма)                    Слабая Инь         Слабый Ян  

  Рис. 21 d.

     В отличие от большинства других упражнений, упражнения Тайцзи-цюаня не требуют неудобных поз. Наоборот, требуется полное расслабление. Практикуются позиции Тайцзи-цюаня с воображением цели каждой из них и с полной концентрацией на внутреннем духе. Упорно занимаясь, каждый в конце концов достигнет баланса Инь и Ян" И тогда он внешне будет мягок, как вата, а внутренне - крепок, как сталь. Этот уровень мастерства так и называется: "игла в вате". Считается, что при таком совершенстве тело может быть долговечным, как золото или бриллиант.

     3. В белой части Диаграммы есть черная точка, а в черной - белая точка.

     Это значит, что внутри Ян есть Инь, а внутри Инь - Ян. Это наблюдается в природе: у самцов (Ян) есть небольшое количество женских гормонов (Инь) и наоборот.
     Этот аспект взаимоотношений Инь и Ян хорошо просматривается в Тайцзи-цюане. Позиции Тай Цзи не выполняются ни вполном расслаблении (Инь), ни в полном напряжении (Ян). Тай Цзи ставит целью сочетать расслабление с осознанием баланса Инь Ян. Добавлю, что шаг вперед всегда содержит тенденцию к отступлению, а шаг назад - к наступлению. Когда мастер Тайцзи-цюаня проводит упражнения Толкающих Рук с партнером, его небольшой шаг вперед с легким отведением тела назад отбрасывает противника на несколько футов.

    4. Соотношение белого и черного цвета в Диаграмме постепенно изменяется сверху вниз.

    Белый цвет появляется в верхней части и достигает максимальной площади внизу. Черный цвет, наоборот, появляется внизу (там, где максимум белого) и достигает максимума вверху (там ,где минимум белого).|Итак, в разгаре Ян рождается Инь и наоборот. Этот принцип нам иллюстрирует путь солнца. Когда солнце в зените, оно наиболее ярко и жарко, но этот момент является и началом заката. Другой пример - транспортная система в США. У американцев сейчас есть супер автомагистрали, массовое производство автомобилей и один или больше автомобилей на каждую семью. Результат этого крайнего удобства (Ян) - неудобство (Инь): уличные пробки, недостаток мест для стоянки, загрязнение воздуха и удорожание бензина. В некоторых европейских странах, например в Нидерландах, начали использовать велосипеды вместо неудобных автомобилей. Жители этих стран освобождают себя от проблем дороговизны бензина, пробок и стоянок. В данном случае крайняя Инь породила Ян
     В соответствии с принципами Тайцзи-цюаня, крайняя мягкость сменяется крайней жесткостью. Таким образом, в практике Тайцзи-цюаня грубая сила не должна использоваться вообще. Тело должно приобрести общую мягкость, в то время как внутренний дух концентрируется с силой. Чем дольше практикуется Тайцзи-цюань, тем лучше результаты. На высшем уровне мастерства великая сила человека внешне никак не проявляется. Его движения непредсказуемы. Он поднимает руку или ногу на вид мягко, изящно и легко, но сила Тайцзи-цюаня может превозмочь любой другой вид силы.

    5. Лао Цзы сказал в "Дао Дэ Цзине": "Дао породило одно, одно стало двумя, потом два породили три. Из трех вышло все остальное".!

     Дао породило одно" - описание того, как Тай Цзи произошло от У Цзи. Хоть У Цзи, которое существовало до начала Вселенной, было неосязаемым и нематериальным, оно стало источником творения/В начале движения развернулось Тай Цзи, то есть "одно". Следующие "два" появились, когда движение заставило Инь и Ян разделиться. Поскольку Инь всегда содержит немного Ян и наоборот, то Ян смог сочетаться с Инь и образовать"три". Таким образом, два создали три, как супруги рождают ребенка. С этого начался цикл; производство и воспроизводство продолжались непрерывно, все больше и больше создавалось, итак без конца.
     Лао Цзы заключает: "Из того что есть родился весь мир вещей, но то что есть, в свою очередь, произошло от того чего нет". Все развилось в цикле, который начался от "ничто", затем перешел к необъяснимому "нечто", которое было источником"всего"; все произошло от трех, три произошли от двух, два - от одного, а одно - от "ничто". Итак, все произошло из ничего. Например, сначала не было цивилизации, потом она началась с каменного века и постепенно дошла до нашего атомного века. Сейчас человечество прогрессировало до высадки на Луну и оставило свои следы в лунной пыли. И такая высокоразвитая технология выработалась из никакой технологии. Наша технология стала такой сложной, что мы пользуемся компьютерами, чтобы контролировать ее, но компьютер действует на основе двоичной системы счисления с двумя числами - нулем и единицей. Ноль и единица - это лишь математические символы для "да" и "нет" и в сущности те же Инь и Ян. Итак, наш технологический прогресс является циклическим движением от Тай Цзи ко всему прочему и затем от всего прочего назад к Тай Цзи.

    6. Каков смысл всей Диаграммы Тай Цзи? Диаграмма иллюстрирует возможность гармонизации двух противоположностей в одно взаимосвязанное целое.

     Как и другие принципы Тай Цзи, этот принцип применим как к природным, так и к социальным отношениям.
     Например, положительную и отрицательную полярности в электричестве можно рассматривать в терминах гармонии Инь иЯн, Ни положительный электрический заряд, ни отрицательный не могут сами по отдельности произвести свет или тепло. Эти противоположности нуждаются друг в друге, чтобы стать электричеством, точно так же, как Инь и Ян необходимы, чтобы образовать единство Тай Цзи.
     Вырабатывая правильные" сочетания Инь и Ян в Тай Цзи, ученик найдет руководство в Конфуцианстве и Даосизме, двух главных школах китайской философии. Конфуцианская философия делает ударение на умеренности и стандартной пропорциональности, на так называемой "философии золотой середины" (чжунюн чжи дао), которая в западной мысли прослеживается в развитии понятия пропорциональности. Даосизм подчеркивает важность постоянных перемен, которые могут сделать любой жесткий стандарт поведения неподходящим в данном конкретном случае.
     Два подхода к работе можно видеть на примере человека, который зарабатывает 100 долларов. Сколько он должен тратить и сколько откладывать? Конфуцианец бы сказал: "Откладывать 50 долларов и тратить 50". На это Даос бы ответил: "Если ему не нужны деньги в данный момент, ему не надо тратить ни цента. Но если они ему действительно нужны, пусть тратит все сто долларов".
     Принципы взаимоотношений Инь и Ян также хорошо прослеживаются в состоянии рук в Тайцзи-цюане (жесткая напряженность является Ян, а мягкая податливость - Инь), Прежде всего надо отметить, что руку никогда не держат полностью мягкой, иначе она выходит за пределы полезной пропорции движения и называется "мертвой". Но руку никогда не держат и полностью жесткой в движении атаки, направленном вовне; это тоже создало бы нарушение баланса Изучением рук мастеров Ян Чэн фу и У Цзянь цюаня на иллюстрациях поможет по лучить представление о правильных соотношениях мягкости и жесткости. Начинающему рекомендуем попрактиковать цикл Инь-Ян, делая ладонь жесткой, когда она завершает выполнение какого-либо жеста, и мягкой при полном расслаблении. Вы сможете изучить перемены Инь-Ян, если будете выполнять упражнение снова и снова, с максимальной точностью и плавностью.
     После длительной практики можно попробовать, как в форме Чэнь, вместо напряжения всей ладони, прикладывать силу только к третьему сегменту, т. е. подушечке, каждого из четырех пальцев (исключая большой), в то время как остальная часть руки остается расслабленной
     В конце концов ваша "жесткая" ладонь будет внешне выглядеть полностью мягкой, а внутри станет наполненной энергией или силой, не проявленной, но всегда готовой явиться "по первому зову".
     Диаграмма Тай Цзи может также иллюстрировать взаимоотношения супружеской пары. Дополняя друг друга в области эмоциональных и физиологических различий, муж и жена будут жить в гармонии. Вместо борьбы друг с другом они смогут помогать друг другу в создании мирной семейной единицы. Хотя традиционные интерпретации ИньЯн считают женщин от природы более пассивными и подчиненными мужчинам, различные аспекты супружеской системы на деле укладываются в один из трех основных вариантов: подчинение мужа жене, подчинение жены мужу и равноправные отношения между партнерами. В реальном мире в любых отношениях сочетаются эти три всеобщих признака, только в разной степени и в разном количестве. Эти же принципы можно применить для примирения противоречий в любом обществе.
     В Тайцзи-цюане как таковом высшее достижение сочетает в себе атрибуты как Инь, так и Ян. Мастер Тай Цзи может выбрать, как реагировать на любую ситуацию. Реагируя на нападение, он может исчезнуть, как туман, сопротивляться, как гора, или дать отпор, как тигр. Так мастер применяет разделение и сочетание Инь и Ян.

Статья взята из книги Чжоу Цзунхуа  "ДАО  ТАЙЦИ-ЦЮАНЯ - путь к омоложению"
© "София", Киев, 1995 г.

Авторские права  на сайт принадлежат   А.Л. Геращенко  © 2002- 2012 гг.
При использовании  данной работы, ссылка на сайт автора и  первоисточники обязательна.

Возврат к оглавлению